Открытие выставки Рашида Нурекеева и Александра Угай «Очевидное — Невероятное»
- Кто: Организатор
- Где: Все субъекты Российской Федерации, ул. Желтоксан, 137, ДХВ
- Когда: 21.11.12 (20:30—22:00) | 21.11.12 — 22.11.12 (22:30-0:00) (местн.)
427 просмотров
-
Подробная информация доступна только для зарегистрированных пользователей.Войдите в систему или зарегистрируйтесь
Стало очевидным, что искусство перешло в разряд товарных ценностей из ценностей просвещенческих. Мы перестали вслед за передачей «Очевидное-Невероятное» хором цитировать: «О сколько нам открытий чудных приносит Просвещенья дух…». Но каждый мыслящий человек после каждого невероятного случая начинает своё расследование/исследование ситуации. Художники Рашид Нурекеев и Александр Угай ничего не продают, они исследуют и расследуют.
Нурекеев в Сериях расследует факты ежедневной казахстанской жизни, в последнее время особенно захватывающе невероятные. Его серийное расследование напоминает зарисовки криминалиста, отражающие ход мыслей и их ассоциативную связь. Он не ссылается на философские выкладки и культурологические контексты, он транслирует поток сознания в русле актуальной ситуации здесь и сейчас. В этом потоке образы героев/антигероев нашего казахстанского времени: Нуркадилова, Жовтиса, Атабаева, Алиева, Рахмонова и других, чередуются со старыми и новыми архетипами казахского образа жизни: Байтереком, автомашинами, самолётами, вентилями, пистолетами, овцами, верблюдами и прочая. Он объективно фиксирует фактаж и вещественные доказательства – все предметы, попадающие в поле его расследования становятся очевидцами актуальных происшествий. А выводы, витающие в подтексте, складываются в гамлетовский вопрос художника: ради чего он вышел на декабрьскую площадь Алма-Аты 20 лет назад и пострадал, отстаивая свои патриотические идеалы? Серии выстраиваются в ассоциативном потоке вполне узнаваемом и очевидном, но достаточно парадоксальном. Художник без напряжения призывает в свидетели живописных мэтров 20-го века – от Базелица до Раушенберга, озвучивая показания на казахском языке, вводя его в поле живописного текста.
Угай исследует «Новую сложность» предметную и ситуационную, которую мы не в состоянии адекватно воспринять. Его визуальный ряд не так прост и очевиден, как кажется. Физические задачи демонстрируют кажущуюся простоту формы, которая при вдумчивом осмыслении оборачивается концептуальной сложностью содержания. Зрителю предлагается представить и осмыслить странные ситуации, где жители Венеры измеряют длину своих суток, садовник поливающий газон из шланга чувствует действие реактивной силы, а весы «чувствуют» улетевшую муху… Тексты задач, цитируемые художником по учебнику 60х годов, авторства советского физика, лауреата Нобелевской Премии – Петра Капицы, в нашем контексте перестают быть изощрёнными головоломками для всесторонне развитых вундеркиндов, и становятся отражёнными образами ежедневного бытия.
Дом культуры предстаёт оболочкой-вместилищем для концептуальной саунд-инсталляции. Звучит запись советского философа-марксиста Михаила Лифшица, время от времени перекрываемого звуками приготовления жареной картошки. Апологетика вульгарно-советского подхода к искусству, которое «принадлежит народу», критикуется не только речью Лифшица, но и кондовостью исполнения объекта. Подвергавшийся жёсткой критике как со стороны модернистов, так и со стороны вульгарных марксистов апологет марксистской идеологии, тем не менее сегодня звучит с новой актуальностью, он предупреждает: «Там, где истина, нравственность, искусство – простые средства, лишённые самостоятельного объективного значения, где классовая борьба низводится до вульгарной теории насилия, нет больше никаких моральных препятствий для культа сильной власти».
В целом выставка «Очевидное-Невероятное» наводит на неутешительные выводы, но предоставляет нам почти забытую возможность ощутить интонацию высокой трагедии времени, очевидцами которого мы все являемся.













