Вернуться назад
Пенсионная система и защита прав потребителей
  • Когда: 02.03.12 (20:20)
  • Источник: Межрегиональная общественная организация потребителей ФинПотребСоюз
    Подробная информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
    Войдите в систему или зарегистрируйтесь
В работе «круглого стола» приняли участие Комитета Совета Федерации ФС РФ по бюджету и финансовым рынкам Бушмин Е.В., Заместитель председателя Комитета Совета Федерации ФС РФ по бюджету и финансовым рынкам Смирнов А.В., Председатель Совета ФинПотребСоюза Костиков И.В., Заместитель директора Департамента финансовой политики МФ РФ Воронцов А.Н, Президент НАПФ Угрюмов К.С., Заместитель председателя Правления ПФ РФ Козлов Н.Б., Заместитель директора Департамента инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития РФ Кокорев Р.А., руководители негосударственных пенсионных фондов, представители Всероссийского союза страховщиков, ведущие юристы, ученые-экономисты.
В своем приветственном слове Председатель Комитета Е.В. Бушмин подчеркнул, что задача обсуждения не пенсионная реформа в целом, а создание системы, чтобы граждан на финансовом рынке, связанном с пенсионным обеспечением и пенсионными накоплениями не обманули. Основной вопрос в данном контексте: «если гражданин положил на депозит 700 тыс. руб. на срок до 2-х лет, ему гарантируется возврат, то почему если гражданин положил в пенсионный фонд несколько миллионов на 20-30 лет, то ему возврат не гарантируется».
Председатель Совета ФинПотребСоюза И.В. Костиков обратил внимание собравшихся на существующие проблемы пенсионной системы и подчеркнул необходимость осуществления более надежного надзора за негосударственными пенсионными фондами и управляющими компаниями. «Необходимо обеспечить защиту прав наших будущих пенсионеров от ненадлежащего управления активами, в которых размещены их пенсионные накопления. У нас нет необходимой законодательной базы для обеспечения их прав потребителей», - сказал И.В. Костиков и отметил, что на сегодняшний день нет никаких компенсационных схем для случаев, когда пенсионеры понимают, что их обманули: «Нужна государственная страховая схема по аналогии с Агентством по страхованию вкладов или даже в ее рамках для участников пенсионных схем – УК и НПФ».
Рассмотрев вопросы регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов, участники «круглого стола» отметили, что, несмотря на достаточно продолжительный период функционирования негосударственных пенсионных фондов - более 15 лет, большинство застрахованных граждан остаются в настоящее время пассивными участниками пенсионной системы. По данным Пенсионного фонда Российской Федерации, на 1 января 2012 года из 74 млн. застрахованных граждан, пенсионные накопления 61,4 млн. человек находятся в государственной управляющей компании, 635 тыс. человек доверили управление своими пенсионными накоплениями управляющим компаниям и 11,9 млн. человек - негосударственным пенсионным фондам.
Вместе с тем в последние годы произошло значительное увеличение объема пенсионных накоплений и пенсионных резервов, находящихся под управлением негосударственных пенсионных фондов, что свидетельствует о росте доверия населения к НПФ. По данным Федеральной службы по финансовым рынкам, количество застрахованных лиц, доверивших свои пенсионные накопления негосударственным пенсионным фондам, с 5,7 млн. человек в 2009 году увеличилось до 11,5 млн. человек в 2011 году, объем пенсионных накоплений увеличился с 77,2 млрд. рублей в 2009 году до 340,4 млрд. рублей в 2011 году, объем пенсионных резервов вырос с 564,4 млрд. рублей в 2009 году до 670,4 млрд. рублей в 2011 году. Одной из причин такой положительной динамики стала Программа государственного софинансирования пенсий, осуществляемая в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».
На софинансирование добровольных пенсионных накоплений застрахованных лиц за счет средств Фонда национального благосостояния предусмотрены средства федерального бюджета в 2012 году в сумме 7,5 млрд. рублей, в 2013 году и 2014 году - 10,0 млрд. рублей ежегодно (в 2011 году на эти цели направлено 5,0 млрд. рублей).
Также выступающие отметили как положительный фактор принятие в 2011 году федеральных законов, направленных на совершенствование пенсионного законодательства, включая деятельность негосударственных пенсионных фондов, в том числе, Федерального закона от 30 ноября 2011 года №360-Ф3 «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» (вступает в силу с 1 июля 2012 года), определившего несколько видов выплат пенсионных накоплений (единовременные, срочные, в виде выплат накопительной части трудовой пенсии по возрасту), которые будут осуществлять как Пенсионный фонд Российской Федерации, так и негосударственные пенсионные фонды.
По данным Пенсионного фонда Российской Федерации, доходность от инвестирования средств пенсионных накоплений за предшествующие три года в государственной управляющей компании составила 7,52% годовых, тогда как по кругу десяти частных управляющих компаний, оперирующих с основным объемом средств пенсионных накоплений - от 9,11% до 30,36% годовых.
Вместе с тем, сохраняется значительное число проблем, связанных с деятельностью НПФ и участием граждан в формировании собственных пенсионных накоплений. В числе нерешенных вопросов участники «круглого стола» отметили, прежде всего, недостаточность информационного освещения деятельности НПФ. Существующий уровень транспарентности, доступности информации о деятельности НПФ, о системе принятия решений и контроля размещения привлеченных средств недостаточно высок. Зачастую граждане не имеют полной и достоверной информации о принципах деятельности НПФ, предлагаемых инструментах приумножения собственных пенсионных накоплений, инвестиционных стратегиях фондов и управляющих компаниях, о существующих гарантиях и ответственности НПФ, закрепленной законодательно.
В свою очередь, негосударственные пенсионные фонды и управляющие компании испытывают серьезную нехватку разрешенных к применению финансовых инструментов, позволяющих увеличивать доходность находящихся в управлении пенсионных средств и обладающих приемлемым уровнем риска. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», средства пенсионных накоплений могут быть инвестированы только в активы, разрешенные для инвестирования средств пенсионных накоплений - государственные ценные бумаги Российской Федерации, банковские депозиты и иные объекты инвестирования, предусмотренные указанным Федеральным законом.
Таким образом, имеющийся инвестиционный потенциал негосударственных пенсионных фондов используется недостаточно, сосредоточенные в фондах долгосрочные инвестиционные ресурсы направляются, в первую очередь, на приобретение краткосрочных финансовых инструментов. Недостаточно развиты механизмы, стимулирующие граждан к активному участию в формировании собственных пенсионных накоплений.
Участники «круглого стола» по итогам обсуждения выработали следующие рекомендации:
1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
• рассмотреть вопрос введения системы гарантирования пенсионных накоплений, в том числе, с учетом опыта Агентства по страхованию вкладов;
• рассмотреть вопрос о возможности внедрения в деятельность НПФ и УК принципа «разумного инвестирования» средств пенсионных накоплений;
• проанализировать причины низкой доходности существующих инструментов пенсионных накоплений и рассмотреть вопрос совершенствования нормативно-правовых актов, в результате действия которых возникает убыточность указанных инструментов;
• рассмотреть вопрос об уточнении существующих нормативных ограничений на инвестирование пенсионных накоплений и размещение пенсионных резервов, а также расширения перечня допущенных к использованию финансовых инструментов и продуктов, использование которых повысит эффективность инвестирования пенсионных сбережений физических лиц и не приведет к серьезному росту рисков потери средств пенсионных накоплений, разработать дополнительные инструменты инвестирования, в том числе с внедрением принципа «разумного инвестирования», предусматривающего необходимость обеспечения принципов надежности, доходности, ликвидности и диверсификации;
• рекомендовать Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации ввести положение о штрафных санкциях в форму договора о выплате накопительной части трудовой пенсии, в случае ее несвоевременной выплаты или выплаты не в полном объеме.
• распространить действие Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», в соответствии с Соглашением, подписанном на острове Корфу 24 июня 1994 г. и ратифицированном Федеральным законом от 25 ноября 1996 № 135-ФЗ «О ратификации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающего партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами - членами, с другой стороны», на доверительное управление активами и ценными бумагами негосударственными пенсионными фондами и управляющими компаниями.
2. Рекомендовать Национальной ассоциации пенсионных фондов:
• разработать принципы корпоративного управления для НПФ и УК, инвестирующих пенсионные накопления граждан, включая развитие институтов попечительских советов и советов фондов в негосударственных пенсионных фондах и управляющих компаниях, утверждение регламентированных критериев отбора членов попечительских советов (неаффилированность, профессионализм, репутация), мониторинг деятельности советов фондов и попечительских советов;
• установить общие принципы раскрытия информации о доходах и расходах менеджмента негосударственных пенсионных фондов;
• создать общедоступный независимый интернет-ресурс по информированию о деятельности НПФ и УК, включая сведения о менеджменте и учредителях, данные об объемах привлеченных средствах и о количестве застрахованных лиц, описание предлагаемых пенсионных продуктов, информацию о результатах инвестиционной деятельности (доходность, убыточность по прошедшим годам и текущее положение), основные параметры инвестиционных портфелей;
• ускорить принятие стандартов по организации систем контроля и принятия решений в попечительских советах и советах фондов в сфере контроля наличия конфликта интересов и надзора за расходами фондов и управляющих компаний;
• ускорить утверждение требований к оценке эффективности менеджмента НПФ и управляющих компаний, инвестирующих пенсионные накопления граждан;
• разработать систему количественных и качественных показателей - объективных индикаторов результативности и эффективности деятельности исполнительных директоров негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний.

Закрыть

Пользователь, разместивший этот анонс, пожелал, чтобы он был доступен только для профессиональной аудитории Pro+. Для просмотра этого анонса вам необходимо в личном кабинете переключиться на платный тариф.