Пенсионная система и защита прав потребителей
- Когда: 02.03.12 (20:20)
- Источник: Межрегиональная общественная организация потребителей ФинПотребСоюз
Подробная информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Войдите в систему или зарегистрируйтесь
В своем приветственном слове Председатель Комитета Е.В. Бушмин подчеркнул, что задача обсуждения не пенсионная реформа в целом, а создание системы, чтобы граждан на финансовом рынке, связанном с пенсионным обеспечением и пенсионными накоплениями не обманули. Основной вопрос в данном контексте: «если гражданин положил на депозит 700 тыс. руб. на срок до 2-х лет, ему гарантируется возврат, то почему если гражданин положил в пенсионный фонд несколько миллионов на 20-30 лет, то ему возврат не гарантируется».
Председатель Совета ФинПотребСоюза И.В. Костиков обратил внимание собравшихся на существующие проблемы пенсионной системы и подчеркнул необходимость осуществления более надежного надзора за негосударственными пенсионными фондами и управляющими компаниями. «Необходимо обеспечить защиту прав наших будущих пенсионеров от ненадлежащего управления активами, в которых размещены их пенсионные накопления. У нас нет необходимой законодательной базы для обеспечения их прав потребителей», - сказал И.В. Костиков и отметил, что на сегодняшний день нет никаких компенсационных схем для случаев, когда пенсионеры понимают, что их обманули: «Нужна государственная страховая схема по аналогии с Агентством по страхованию вкладов или даже в ее рамках для участников пенсионных схем – УК и НПФ».
Рассмотрев вопросы регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов, участники «круглого стола» отметили, что, несмотря на достаточно продолжительный период функционирования негосударственных пенсионных фондов - более 15 лет, большинство застрахованных граждан остаются в настоящее время пассивными участниками пенсионной системы. По данным Пенсионного фонда Российской Федерации, на 1 января 2012 года из 74 млн. застрахованных граждан, пенсионные накопления 61,4 млн. человек находятся в государственной управляющей компании, 635 тыс. человек доверили управление своими пенсионными накоплениями управляющим компаниям и 11,9 млн. человек - негосударственным пенсионным фондам.
Вместе с тем в последние годы произошло значительное увеличение объема пенсионных накоплений и пенсионных резервов, находящихся под управлением негосударственных пенсионных фондов, что свидетельствует о росте доверия населения к НПФ. По данным Федеральной службы по финансовым рынкам, количество застрахованных лиц, доверивших свои пенсионные накопления негосударственным пенсионным фондам, с 5,7 млн. человек в 2009 году увеличилось до 11,5 млн. человек в 2011 году, объем пенсионных накоплений увеличился с 77,2 млрд. рублей в 2009 году до 340,4 млрд. рублей в 2011 году, объем пенсионных резервов вырос с 564,4 млрд. рублей в 2009 году до 670,4 млрд. рублей в 2011 году. Одной из причин такой положительной динамики стала Программа государственного софинансирования пенсий, осуществляемая в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».
На софинансирование добровольных пенсионных накоплений застрахованных лиц за счет средств Фонда национального благосостояния предусмотрены средства федерального бюджета в 2012 году в сумме 7,5 млрд. рублей, в 2013 году и 2014 году - 10,0 млрд. рублей ежегодно (в 2011 году на эти цели направлено 5,0 млрд. рублей).
Также выступающие отметили как положительный фактор принятие в 2011 году федеральных законов, направленных на совершенствование пенсионного законодательства, включая деятельность негосударственных пенсионных фондов, в том числе, Федерального закона от 30 ноября 2011 года №360-Ф3 «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» (вступает в силу с 1 июля 2012 года), определившего несколько видов выплат пенсионных накоплений (единовременные, срочные, в виде выплат накопительной части трудовой пенсии по возрасту), которые будут осуществлять как Пенсионный фонд Российской Федерации, так и негосударственные пенсионные фонды.
По данным Пенсионного фонда Российской Федерации, доходность от инвестирования средств пенсионных накоплений за предшествующие три года в государственной управляющей компании составила 7,52% годовых, тогда как по кругу десяти частных управляющих компаний, оперирующих с основным объемом средств пенсионных накоплений - от 9,11% до 30,36% годовых.
Вместе с тем, сохраняется значительное число проблем, связанных с деятельностью НПФ и участием граждан в формировании собственных пенсионных накоплений. В числе нерешенных вопросов участники «круглого стола» отметили, прежде всего, недостаточность информационного освещения деятельности НПФ. Существующий уровень транспарентности, доступности информации о деятельности НПФ, о системе принятия решений и контроля размещения привлеченных средств недостаточно высок. Зачастую граждане не имеют полной и достоверной информации о принципах деятельности НПФ, предлагаемых инструментах приумножения собственных пенсионных накоплений, инвестиционных стратегиях фондов и управляющих компаниях, о существующих гарантиях и ответственности НПФ, закрепленной законодательно.
В свою очередь, негосударственные пенсионные фонды и управляющие компании испытывают серьезную нехватку разрешенных к применению финансовых инструментов, позволяющих увеличивать доходность находящихся в управлении пенсионных средств и обладающих приемлемым уровнем риска. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», средства пенсионных накоплений могут быть инвестированы только в активы, разрешенные для инвестирования средств пенсионных накоплений - государственные ценные бумаги Российской Федерации, банковские депозиты и иные объекты инвестирования, предусмотренные указанным Федеральным законом.
Таким образом, имеющийся инвестиционный потенциал негосударственных пенсионных фондов используется недостаточно, сосредоточенные в фондах долгосрочные инвестиционные ресурсы направляются, в первую очередь, на приобретение краткосрочных финансовых инструментов. Недостаточно развиты механизмы, стимулирующие граждан к активному участию в формировании собственных пенсионных накоплений.
Участники «круглого стола» по итогам обсуждения выработали следующие рекомендации:
1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
• рассмотреть вопрос введения системы гарантирования пенсионных накоплений, в том числе, с учетом опыта Агентства по страхованию вкладов;
• рассмотреть вопрос о возможности внедрения в деятельность НПФ и УК принципа «разумного инвестирования» средств пенсионных накоплений;
• проанализировать причины низкой доходности существующих инструментов пенсионных накоплений и рассмотреть вопрос совершенствования нормативно-правовых актов, в результате действия которых возникает убыточность указанных инструментов;
• рассмотреть вопрос об уточнении существующих нормативных ограничений на инвестирование пенсионных накоплений и размещение пенсионных резервов, а также расширения перечня допущенных к использованию финансовых инструментов и продуктов, использование которых повысит эффективность инвестирования пенсионных сбережений физических лиц и не приведет к серьезному росту рисков потери средств пенсионных накоплений, разработать дополнительные инструменты инвестирования, в том числе с внедрением принципа «разумного инвестирования», предусматривающего необходимость обеспечения принципов надежности, доходности, ликвидности и диверсификации;
• рекомендовать Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации ввести положение о штрафных санкциях в форму договора о выплате накопительной части трудовой пенсии, в случае ее несвоевременной выплаты или выплаты не в полном объеме.
• распространить действие Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», в соответствии с Соглашением, подписанном на острове Корфу 24 июня 1994 г. и ратифицированном Федеральным законом от 25 ноября 1996 № 135-ФЗ «О ратификации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающего партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами - членами, с другой стороны», на доверительное управление активами и ценными бумагами негосударственными пенсионными фондами и управляющими компаниями.
2. Рекомендовать Национальной ассоциации пенсионных фондов:
• разработать принципы корпоративного управления для НПФ и УК, инвестирующих пенсионные накопления граждан, включая развитие институтов попечительских советов и советов фондов в негосударственных пенсионных фондах и управляющих компаниях, утверждение регламентированных критериев отбора членов попечительских советов (неаффилированность, профессионализм, репутация), мониторинг деятельности советов фондов и попечительских советов;
• установить общие принципы раскрытия информации о доходах и расходах менеджмента негосударственных пенсионных фондов;
• создать общедоступный независимый интернет-ресурс по информированию о деятельности НПФ и УК, включая сведения о менеджменте и учредителях, данные об объемах привлеченных средствах и о количестве застрахованных лиц, описание предлагаемых пенсионных продуктов, информацию о результатах инвестиционной деятельности (доходность, убыточность по прошедшим годам и текущее положение), основные параметры инвестиционных портфелей;
• ускорить принятие стандартов по организации систем контроля и принятия решений в попечительских советах и советах фондов в сфере контроля наличия конфликта интересов и надзора за расходами фондов и управляющих компаний;
• ускорить утверждение требований к оценке эффективности менеджмента НПФ и управляющих компаний, инвестирующих пенсионные накопления граждан;
• разработать систему количественных и качественных показателей - объективных индикаторов результативности и эффективности деятельности исполнительных директоров негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний.