Промышленности нужна молодежь
- Когда: 19.12.16 (16:30)
- Источник: Worldskills
- Сайт: http://worldskills.ru/
Подробная информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Войдите в систему или зарегистрируйтесь
Для участников соревнований польза понятна, но что это дает российской промышленности в целом?
Все соревнования WorldSkills открытые, их посещает большое количество зрителей. Школьники могут увидеть, кто такие современные сварщики, слесари, повара. Это профориентационный эффект, то есть возможность для молодежи сделать осознанный выбор будущей профессии. С другой стороны, любое образовательное учреждение, которое выставляет своих экспертов на соревнования, получает доступ к лучшим практикам работы. В России мы пошли дальше: проводим чемпионаты не только среди учащихся и молодых специалистов до 22 лет, но и среди молодых рабочих до 28 лет. Зачем мы это делаем?
Наши предприятия страдают от низкой производительности труда из-за недостатка опыта работы на современном оборудовании. С одной стороны, соревнования позволяют определить уровень рабочих по международным стандартам, с другой — выявляют слабые места сотрудников.
Управляющие персоналом на промышленных предприятиях видят, каких компетенций не хватает, где нужно дополнительное обучение.
Нынешние образовательные стандарты в технических учебных заведений не соответствуют реальным потребностям производства. Это общая беда российской системы образования?
Это проблема практически любой системы образования в мире. В России вопрос со средним профессиональным образованием стоит очень остро потому, что им не занимались последние лет двадцать. Дело в том, что профессиональное образование — это улица с двусторонним движением. С одной стороны, образовательное учреждение должно вносить изменения в программу обучения исходя из потребностей предприятий, с другой — сами предприятия должны быть заинтересованы в том, чтобы эти изменения вносились.
Сколько времени, по вашим оценкам, нужно для обучения специалиста работе на современных станках?
Сроки подготовки стремительно сокращаются, поскольку эти навыки становятся все более универсальными. Работа на станке превращается в подобие работы с привычными нам гаджетами, мобильными устройствами: там много иконок, интуитивный интерфейс. По моим ощущениям, по отдельным компетенциям специалиста, готового работать на высокопроизводительном рабочем месте, можно подготовит за год.
Возможно ли вообще в век «белых воротничков» популяризировать профессии сварщиков, крановщиков и каменщиков?
Молодежь, действительно, в большинстве случаев предпочитает работать в офисе, причем скорее получать зарплату, а не зарабатывать ее. Это больше психологический феномен. Но если рассматривать ситуацию с точки зрения реального положения дел в российской промышленности и экономике, нужно отметить несколько фактов. Во-первых, поменялась специфика и условия работы на промышленных предприятиях. Это уже не специальности, связанные с ручным грязным трудом, а профессии базового инженерного уровня. Приведу простой пример: специалист, работающий на станке ЧПУ. Он умеет программировать, знает базовые основы 3D-моделирования, может читать чертежи. Фактически это технолог. Если пройти по не слишком современным заводам, то можно увидеть, что для продуктивной работы на одном станке нужны несколько специалистов: программист, технолог, рабочий и человек, контролирующий весь этот процесс. Стандарты WorldSkills предполагают, что на современных предприятиях на этом месте работает один человек вместо четырех — соответственно, и зарплата у него на порядок выше. У нас за студентами технических колледжей, участвующих в соревнованиях по специальностям «токарные работы» и «фрезерные работы», работодатели в очередь выстраиваются уже на этапе региональных соревнований. Кстати, в них нередко принимают участие девушки, которые справляются не хуже парней.