Ученые НИТУ «МИСиС» придумали, как сделать поезда безопаснее
- Когда: 05.12.16 (13:33)
- Источник: НИТУ «МИСиС»
- Сайт: http://misis.ru/
Подробная информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Войдите в систему или зарегистрируйтесь
Сегодня условия эксплуатации железнодорожных составов сильно изменились – существенно увеличилась нагрузка на вагоны и длительность перевозок. В результате участились случаи схода вагонов с рельсов, возросли экономические потери и человеческие жертвы. Больше всего разрушению подвергается зона внутреннего угла буксового проема боковой рамы (так называемая зона внутреннего радиуса R55) тележки грузового вагона. При разрушении этой детали поезд сходит с рельсов и с вероятностью приблизительно 90% опрокидывается.
Причина возникновения изломов боковых рам кроется в производственных дефектах и изменении условий эксплуатации. Во время литья внутри изделия образуются раковины (полости в теле отливки) и крупные поры, избавиться от которых невозможно. Выявить наличие таких дефектов можно с помощью ультразвука или рентгена, но это очень трудоемкие методы, зачастую не дающие точных результатов. Традиционный ремонт боковых рам также не решает проблему разрушения – дефекты полностью не устраняются.
Разработанная в НИТУ «МИСиС» технология позволяет закаливать литые боковые рамы длиной до двух метров в специальной установке с температуры до 1100 градусов по Цельсию. Новая технология способствует появлению на поверхности рамы сжимающих напряжений, что позволяет детали выдерживать перегрузки до 30 тс. На данный момент средняя осевая нагрузка рам составляет 23,5 тс.
Для изучения влияния термического упрочнения на структуру и свойства рам, ученые университета разработали специальные методики, и провели комплекс механических испытаний закаленных деталей. В том числе, циклические испытания боковых рам для определения их усталостной прочности и живучести и измерение акустической эмиссии (возникновение и распространение акустических волн) при механическом нагружении детали. Это необходимо для определения момента начала разрушения боковой рамы (момент появления трещины) и анализа темпа роста трещины.
«Мы выполнили проект государственного значения, и разработали технологию, которая будет использоваться при производстве боковых рам, для повышения их прочностных характеристик. На основе этой технологии, не имеющей аналогов ни в России, ни в мире, создана экспериментальная установка для спреерного закаливания крупногабаритных литых деталей потоком воды. Закалка приводит к формированию «сэндвичной» структуры металла: поверхностные слои становятся более твердыми, а сердцевина сохраняет вязкость и пластичность. Деталь приобретает упругость, что снижает вероятность образования трещин вне зависимости от наличия внутренних дефектов.
В ближайшие три года мы планируем довести разработанную технологию до промышленного внедрения, а затем начать массовое промышленное производство и закаливать порядка двадцати тысяч боковых рам в год», – рассказал руководитель проекта доцент кафедры металловедения и физики прочности НИТУ «МИСиС» Андрей Рожнов.
По словам ученого, внедрение новой технологии должно существенным образом уменьшить число разрушений этих деталей и повысить безопасность движения грузовых поездов.
Работа над проектом длилась три года. В конце 2016 года пройдут первые испытания восьми упрочненных боковых рам, установленных на два грузовых вагона, а летом 2017 года испытания рам продолжатся уже на большом количестве вагонов. После завершения испытаний планируется проведение сертификации упрочненных боковых рам и последующее оснащение ими вагонов грузовых поездов.
Проект выполняется в рамках федеральной целевой программы по заказу Минобрнауки России в интересах ОАО «РЖД»; технологию разрабатывают НИТУ «МИСиС», МГУПС МИИТ и ОАО «ВНИКТИ».
Как отметила ректор НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова, «перед НИТУ «МИСиС», как одним из ведущих технологических университетов России, стоит задача войти в число лидеров в области разработки наукоемких технологий. Обязательным условием этого процесса является развитие научно-исследовательских инновационных проектов совместно с бизнес-сообществом. НИТУ «МИСиС» сотрудничает с ведущими отечественными и зарубежными корпорациями в области создания уникальных технологий и разработок, которые могут применяться во многих областях деятельности человека: от медицины до космоса».
Пресс-служба НИТУ «МИСиС»
e-mail: press@misis.ru, тел.: 8 495 647 23 09
Наталья Селищева, e-mail: selischeva@misis.ru, тел.: 8 903 177 69 70
Дина Моисеева, e-mail: d.moiseeva@misis.ru, тел.: 8 903 363 05 73
НИТУ «МИСиС» – это один из наиболее динамично развивающихся научно-образовательных центров страны. Находясь в числе лидеров технологического образования России, НИТУ «МИСиС» также представляет собой полноценный научный центр. В 2015 году университет вошел в рейтинг лучших университетов мира THE World University Rankings и укрепил свои позиции в образовательном рейтинге QS World University Rankings. В 2016 году НИТУ «МИСиС», единственный из российских вузов стал участником рейтинга THE 20 World’s Best Small Universities Ranking, а также продолжил динамичный рост в региональных рейтингах QS.
Стратегическая цель НИТУ «МИСиС» к 2020 году стать глобальным лидером по направлениям специализации: материаловедение, металлургия и горное дело, а также существенно укрепить свои позиции в сфере биоматериалов, нано- и ИТ-технологий. В состав университета входит 9 институтов, 4 филиала – три в России и один за рубежом. В НИТУ «МИСиС» обучаются более 15000 студентов. В университете действуют 27 лабораторий и 3 инжиниринговых центра мирового уровня, в которых работают ведущие международные ученые. НИТУ «МИСиС» успешно реализует совместные проекты с крупнейшими российскими и зарубежными высокотехнологичными компаниями.