Вернуться назад
Русский авангард впервые покажут в Сербии
  • Когда: 23.12.15 (10:52)
  • Источник: Министерство культуры Российской Федерации
  • Сайт: http://mkrf.ru/
    Подробная информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
    Войдите в систему или зарегистрируйтесь
23 декабря в Музее истории Югославии в Белграде откроется первая в Сербии выставка русского авангарда, приуроченная к 100-летию «Черного супрематического квадрата» Казимира Малевича. И хотя самого «именинника» в Белграде не будет, «отпразднуют» эту дату не менее значительные произведения.

Выставка рассказывает о русском авангарде – уникальном художественном явлении первых десятилетий ХХ века, объединившем в себе множество самых разных, не похожих друг на друга течений абстрактного искусства. Представленные в экспозиции работы ведущих художников позволят сербским зрителям познакомиться с этим художественным феноменом и основными его направлениями, увидеть лучшие образцы авангардной живописи, графики, прикладного искусства, книжной иллюстрации, а также эскизов театральных декораций и костюмов.

На некоторое время авангард занял настолько важное место в культурном пространстве, что художники действительно смогли почувствовать себя творцами нового мира. Они формировали музеи нового типа, рассылая коллекции своих работ в провинциальные города. Неслучайно поэтому выставка сформирована преимущественно на основе экспонатов из региональных музеев, в числе которых Ярославский художественный музей, Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль», Ивановский областной художественный музей. Значительное число произведений предоставлено Российским государственным архивом литературы и искусства. Кроме того, экспозиция дополнена живописью и графикой из собрания Национального музея Сербии, а также фарфором из коллекции Государственного музея-заповедника «Царицыно».

На первом этапе русский авангард складывался под сильным влиянием европейского искусства – кубизма, футуризма, фовизма. Однако освоив западный опыт, русские мастера обратились к собственным народным традициям – лубку, иконописи, вывескам – создавая на основе этого «сплава» совершенно самобытные произведения. Выставка позволяет наглядно проследить, каким образом происходило становление искусства авангарда в России.

На выставке в Белграде представлены произведения, созданные под влиянием идей Малевича, однако дающие порой довольно неожиданную их трактовку - в творчестве Ивана Клюна, Ольги Розановой и Любови Поповой. Новые формы супрематизма позже оказали влияние на сложение конструктивизма, который захватил многие сферы художественного творчества – от архитектуры до бытового костюма. С ним посетители смогут познакомиться благодаря работам Александра Родченко, Климента Редько, Эля Лисицкого. Не меньший интерес публики вызовут работы Василия Кандинского, одного из основоположников авангардизма, демонстрирующие его опыты в области беспредметного искусства.

Огромное место в искусстве авангарда занимал театр, дававший художникам поистине неограниченные возможности для реализации самых смелых идей и фантазий. Традиционные живописные декорации уступили место потрясающим воображение трехмерным конструкциям, а вместо классических костюмов стали создаваться эксцентричные наряды, позволявшие трансформировать человеческую фигуру, тело актера. Зрители увидят, как в сотрудничестве режиссера Камерного театра Александра Таирова с художниками Александрой Экстер, братьями Стенберг, Георгием Якуловым, рождалась новая художественная действительность, подлинный синтез искусств, разрушающий общепринятые представления об условном и реальном. Подобные тенденции нашли отражение и в искусстве кино, примером чему могут служить эскизы костюмов Александры Экстер и Исаака Рабиновича к знаменитому фантастическому фильму Якова Протазанова «Аэлита». Кроме того, несомненным открытием для публики станут работы всемирно известного кинорежиссера Сергея Эйзенштейна, начинавшего свое творческий путь как театральный художник.

Один из разделов выставки посвящен агитационному фарфору - еще одному уникальному явлению авангарда, не имеющему аналогов в мировой культуре, когда даже бытовые предметы становились мощным орудием пропаганды. Представленные в экспозиции работы Сергея Чехонина, Михаила Адамовича, Александры Щекотихиной-Потоцкой, Казимира Малевича являются своего рода классикой этого жанра прикладного искусства.

Закрыть

Пользователь, разместивший этот анонс, пожелал, чтобы он был доступен только для профессиональной аудитории Pro+. Для просмотра этого анонса вам необходимо в личном кабинете переключиться на платный тариф.