Пресс-показ выставки «Лев Бакст / Léon Bakst. К 150-летию со дня рождения»
- Кто: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
- Где: Москва, ул. Волхонка, 12, главное здание
- Когда: 07.06.16 (12:00—14:00)
Премьера, Пресс-показ928 просмотров
-
Подробная информация доступна только для зарегистрированных пользователей.Войдите в систему или зарегистрируйтесь
Около двухсот пятидесяти произведений живописи, оригинальной и печатной графики, фотографии, архивные документы, редкие книги, а также сценические костюмы и эскизы для тканей впервые собраны вместе на выставке «Лев Бакст / Léon Bakst. К 150-летию со дня рождения».
Выставка воздает должное богатому и многообразному творчеству одного из самых оригинальных и ярких художников начала ХХ века.
Лев Самойлович Бакст, на Западе известный как Леон Бакст, знаменит, прежде всего, своими впечатляющими проектами для Русских сезонов С. Дягилева в Париже и Лондоне. Его необычные и динамичные декорации и костюмы обеспечили успех таким легендарным постановкам, как «Клеопатра», «Шехеразада», «Синий бог» и «Спящая принцесса», и оказали влияние на общее представление о сценическом оформлении. Рассматривая балет, оперу и драму как синтетические художественные конструкции, в которых цвет, звук, слово и движение являются равноправными партнерами, сотрудничая с такими выдающимися личностями – импресарио, художниками, музыкантами, танцовщиками и писателями – как Сергей Дягилев, Вацлав Нижинский, Игорь Стравинский, Александр Бенуа, Клод Дебюсси, Ида Рубинштейн, Айседора Дункан, Габриэль д'Аннунцио и др., Бакст радикально изменил способ существования артиста на сцене, освободив энергию его движения и создав органическую связь между авансценой и зрительным залом.
Бакст прославился не только как театральный художник, но и как живописец, как портретист, как мастер книжной и журнальной иллюстрации, дизайнер интерьеров и создатель высокой моды 1910-х годов, близкий модным домам Пакен, Шанель и Пуаре. Бакст также разрабатывал дизайн украшений, сумок, париков и других модных аксессуаров, писал статьи о современном искусстве, дизайне и танце, читал лекции в России, Европе и Америке о моде и современном искусстве, написал полный интригующих подробностей автобиографический роман, увлекался фотографией и в конце жизни проявлял большой интерес к кино. Влюбленный в старину и в восточное искусство Лев Бакст объединил экстравагантность ар нуво с чувством меры и здравым смыслом – это редкое сочетание принесло ему мировую славу.
В экспозицию включены произведения из государственных и частных российских и западных собраний. Многие из них впервые демонстрируются в России. Работы, представленные на выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина, охватывают ряд наиболее важных для художника тем: пейзажи, портреты, панно, модные туалеты и ткани, и, конечно же, театр, которому посвящена основная часть экспозиции. Среди театральных работ нельзя не отметить эскизы костюмов для Иды Рубинштейн в партии Саломеи для «Танца семи покрывал» (1908, ГТГ) и в партии Клеопатры для одноименного балета (1909, СПбГМТиМИ; дар Международного благотворительного фонда «Константиновский» в 2013 году; из коллекции Никиты и Нины Лобановых-Ростовских); эскизы костюмов «Беотийца» (ок. 1911, СПбГМТиМИ) и «Вакханки» (1911, Центр Помпиду, Париж) к балету «Нарцисс»; эскиз костюма для Вацлава Нижинского в партии Фавна к балету «Послеполуденный отдых Фавна» (1912, частное собрание, Париж); эскиз костюма «Юноши, сопровождающего Орфея в храм» к балету «Орфей» (1914, ГМИИ им. А.С. Пушкина); эскиз костюма «Коломбины» к балету «Спящая принцесса» (1921, Музей Виктории и Альберта, Лондон). В экспозиции будут представлены известные станковые произведения: «Портрет Сергея Дягилева с няней» (1906, ГРМ), «Автопортрет» (1893, ГРМ), «Ужин» (1902, ГРМ), портреты Дмитрия Философова (1897, Дагестанский музей изобразительных искусств имени П.С. Гамзатовой, Махачкала), Андрея Белого (1906, ГЛМ, Москва) и Зинаиды Гиппиус (1906, ГТГ), декоративные панно «Древний ужас» (“Terror Antiquus”) (1908, ГРМ) и «Элизиум» (занавес для Драматического театра В.Ф. Комиссаржевской в Санкт-Петербурге, 1906, ГРМ).
Будет представлен ряд костюмов, созданных по эскизам Бакста: Музей Академии русского балета имени А.Я. Вагановой покажет знаменитый костюм Вацлава Нижинского в партии Призрака розы, Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства предоставил четыре костюма: Японской куклы для Веры Трефиловой к балету «Фея кукол», костюмы к балетам «Клеопатра», «Карнавал», «Дафнис и Хлоя». Известный российский историк моды Александр Васильев – более 10 экспонатов из своей коллекции: модные платья и театральные костюмы 1910–1920-х годов к балетам «Тамара», «Шехеразада», «Спящая принцесса».
Искусство Льва Бакста – органичная часть возрождения интереса к декоративному искусству начала ХХ века в России, Европе и Америке. Новаторство и изобретательность созданного художником сценического оформления все еще влияет на современный художественный процесс.
К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог, в котором представлено около 400 работ художника.
Кураторы выставки:
Джон Э. Боулт, директор Института современной русской культуры при Университете Южной Калифорнии, США
Наталия Борисовна Автономова, заведующая Отделом личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина
Участники выставки:
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва
Государственный литературный музей, Москва
Российский государственный архив литературы и искусства, Москва
Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
Музей Академии русского балета имени А.Я. Вагановой, Санкт-Петербург
Дагестанский музей изобразительных искусств имени П.С. Гамзатовой, Махачкала
Историко-архитектурный, художественный и археологический музей «Зарайский кремль»
Новгородский государственный объединенный музей-заповедник
Центр Помпиду. Национальный музей современного искусства / Центр промышленного творчества. Париж
Музей современного искусства Страсбурга
Музей Виктории и Альберта, Лондон
Музей Израиля, Иерусалим
Фонд Александра Васильева, Вильнюс
Фонд AVC Charity, Москва
Семейный фонд Ротшильдов, музей Уоддесдон Мэнор, Уоддесдон
Фонд поддержки кураторов (CA), Лос-Анджелес
Галерея «Наши художники», Москва
Коллекция Петра Авена, Москва
Коллекция Клодин Бони, Париж
Коллекция Елены Васильевой, Москва
Коллекция Нины Лобановой-Ростовской, Лондон
Коллекция Марины и Валерия Мамонтовых, Москва
Коллекция Михаила Сеславинского, Москва
Коллекция Валентина Соляникова, Москва
Коллекция Софии Филоненко, Страсбург
Коллекция Владимира Царенкова, Лондон
Коллекция Константина Эрнста, Москва