Торжественное открытие выставки-коллажа «Тринадцать стульев»
- Кто: Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства
- Где: Санкт-Петербург, пл. Островского, д. 6
- Когда: 18.05.16 (19:00—20:00)
Премьера, Пресс-показ538 просмотров
-
Подробная информация доступна только для зарегистрированных пользователей.Войдите в систему или зарегистрируйтесь
По трансформации стульев в творчестве одного режиссера или художника можно наглядно увидеть смену театральных эпох, изменения художественного языка. Сравним, к примеру, роскошные стулья из «Маскарада» Всеволода Мейерхольда 1917 года и конструктивистский стул-аттракцион из его же «Смерти Тарелкина» 1922 года. Всего 5 лет, но каких: быт, уклад, мышление художника и публики изменились кардинально. Или возьмем рисунок Николая Акимова, на котором изображено сказочное кресло. Бархатное сиденье, сказочные завитки блещут золотом — это 1924 год, время свободы и надежд, небывалый взлет театрального искусства. Тут же на экспозиции — акимовский стул из знаменитого спектакля «Страх»: предельно обезличенный, аскетичный, вписанный в жесткое геометрическое пространство.
Почетное место на выставке занимают стулья из реквизита легендарных постановок: трон, придуманный Натаном Альтманом для спектакля «Гамлет» в Театре драмы им. Пушкина, стул из «Ревизора» Г. А. Товстоногова в БДТ. Однако рядом с этими прославленными предметами, на тех же законных правах стоят и безвестный табурет, с которым до сих пор репетируют и играют, и стул XIX века «из подбора» Александринского театра, находящийся на заслуженной пенсии. Особое внимание уделено знаменитому венскому стулу «Тонет» № 14. Этот, пожалуй, самый популярный предмет мебели в истории XIX-XX веков до сих пор присутствует едва ли не в каждом изящном интерьере, во множестве спектаклей и на бесчисленном количестве парадных и непарадных фотографий театральных артистов.
Коллаж был бы неполон без мемориальных стульев Шаляпина и Римского-Корсакова, которые помнят своих владельцев и их друзей в домашней, интимной обстановке, а также без скромных «тружеников» зрительных залов: старые, видавшие виды стулья из партеров (ныне обновленных и отреставрированных) БДТ, Александринского и Мариинского театров займут свое заслуженное место в выставочных залах.
Стулья в театре не только стоят: их ломают, по ним ходят, ими меняют пространство, стул может быть акробатическим снарядом, оружием, концептуальным предметом. Фотографии, видеозаписи, тексты, представленные на выставке «Тринадцать стульев» покажут жизнь и смерть стульев в балете, в драме, в современном театре и инсталляциях.