Вернуться назад
Открытие выставки «Дом впечатлений. Классика и современность медиаискусства»
  • Кто: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
  • Где: Москва, Волхонка, 14, стр.5, Усадьба Голицыных
  • Когда: 25.05.16 (19:00—20:00)
Премьера, Пресс-показ,467 просмотров
  • Подробная информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
    Войдите в систему или зарегистрируйтесь
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина представляет первый проект нового Отдела кино- и медиаискусства Музея. Выставка «Дом впечатлений. Классика и современность медиаискусства» в пространстве Музейного городка ГМИИ им. А.С. Пушкина – это коллекция девятнадцати произведений выдающихся видео- и медиахудожников XX–XXI века.

Проект посвящен столкновению прошлого и настоящего, инновационным процессам, происходившим в XX веке, связанным с «высвобождением» художественных средств. Музей приглашает не только в пространство старинной усадьбы, но и в пространство инсталляций, созданных с учетом «гения места». Среди них – работы Ирины Наховой, Татьяны Ахметгалиевой, Дины Караман, Лены Коптяевой, Ксении Перетрухиной и Дмитрия Власика.

Cегодняшнее искусство стремится выйти за пределы не только рамы картины, но и экранного пространства. Среди сюжетов, которые предлагает пережить «Дом впечатлений. Классика и современность медиаискусства», этот – один из важнейших. В музее XXI века не должно быть абсолютно тихо – зрение, слух и наше передвижение по музейной экспозиции – средства нашего восприятия; от сетчатки глаза – к тактильному ощущению, так идет процесс погружения в образ.

Будущее усадьбы связано с ГМИИ им. А.С. Пушкина. Через несколько месяцев в здании начнется реконструкция, а через несколько лет в его стены переедет Музей импрессионизма, включающий значительную часть собрания Пушкинского музея. Выставка «Дом впечатлений. Классика и современность медиаискусства» станет первым музейным проектом в этих стенах.

Несмотря на то, что слово «впечатление», являясь, в сущности, калькой с французского impression, отсылает к опыту художников-импрессионистов, прямой диалог с ними не является основной целью этого проекта. Скорее, их опыт важен как отправная точка путешествия к пониманию нового опыта восприятия человеком окружающего мира, в котором визуальные образы, тактильные ощущения и слуховые переживания неразрывно связаны с процессом познания.

Так, австрийские художники Криста Cоммерер и Лоран Миньонно своей инсталляцией «Водный сад» (2014)
напоминают о знаменитом полотне Клода Моне «Кувшинки», но в то же время предлагают задуматься, как изменяется непосредственное визуальное впечатление, столь важное для импрессионистов. Если Моне «растворяет» границу между воздухом и водной гладью, то Криста Соммерер и Лоран Миньонно заставляют усомниться в границе между изображением на экране и в реальности цветком. Кувшинки в их инсталляции откликаются на приближение зрителя, реагируя, словно живые существа.

Интерес к внутреннему миру человека, обращение к восточной традиции, умение в миге увидеть вечность объединяет искусство мастеров начала ХХ века и художников, исследующих действие медиа на наше восприятие. В работе «Отражающий бассейн» Билл Виола исследует темы времени, мимолетности человеческого существования, дуализма: жизни и смерти, света и темноты, огня и воды. Он черпает вдохновение в китайском даосизме, буддизме и греческой философии.

Тема «нового видения», «нового зрения» была одной из центральных в искусстве авангарда ХХ века. Она была связана не только с художественными открытиями, но, возможно, прежде всего со стремительно меняющимся пространством вокруг человека. Искусство в век модерна, отказываясь от рациональной геометрически точной перспективы, этого изобретения Ренессанса, пыталось вернуться к «естественной» модели зрения, открывая его заново в архаических или наивных произведениях искусства, или экспериментировало с «расширенным смотрением», как русский авангардист Михаил Матюшин.

Больше нет места линейному повествованию. Пространственные и временные склейки, которые существуют в сознании художника и отныне влияют на само изображение, становятся частью восприятия этого изображения. Линейный и последовательный способ восприятия мира меняется на одновременный, и мы начинаем понимать изображение как мультисенсорное, воздействующее на все органы чувств.

Известный французский режиссер Шанталь Акерман снимала из поезда бегущие за окном виды во время путешествия по Восточной Европе и России. Куратор Венецианской биеннале, увидев эту медитативную, завораживающую съемку, предложила сделать не фильм, а экранную инсталляцию. Так возникла работа «С Востока» (1993). Специально для Венецианской биеннале 2015 года Шанталь Акерман делала работу «Сейчас». На выставке в Москве зритель увидит ее инсталляцию «Женщины из Антверпена в ноябре» (2007).

Двадцать первый век принес новый опыт существования в пространствах, где плавится граница между реальностью и виртуальным образом, между наблюдателем и объектом его наблюдения. При этом «аттракцион» может быть очень неуютным, как в «Коридорах» Брюса Наумана. Зритель, оказавшись в узком коридоре, движется вперед, к зеркалу (экрану), в котором рассчитывает увидеть себя. Но камера снимает его движение со спины и передает изображение на экран. Приближаясь к этому «зеркалу», зритель видит себя, удаляющегося прочь. Перед нами идеальная метафора ускользающего, изменчивого «я», а также отчужденного наблюдения за собой.

Искусство помогает осознать «вторжение» электронных медиа в самые привычные, базовые отношения между телом человека и видимым окружением, между представлениями о мире и языком его описания. Неудивительно, что эта трансформация отношений требует и трансформации средств искусства, появления «гибридных медиа», если вспомнить термин исследователя новых медиа Льва Мановича.
Одно из таких произведений – звуковая скульптура Юрия Календарёва «Silent Action in Blue». Сердце – любимый образ романтиков и влюбленных, а также объект внимания кардиологов – у Календарёва предстает как «щедрое сердце», обнимающее зрителя. Биение сердца художника, записанное с помощью доплеровских измерителей в Институте клинической физиологии Национального исследовательского совета (Пиза, Италия), транслируется через динамики. Пространство зала начинает пульсировать, дышать, общаясь со зрителем напрямую – без слов и зримых образов.

Пространство проведения выставки – усадьба Голицыных – это место, в котором пересекаются как минимум три века и очень разные пространства культуры. Построенная в XVIII веке как московская усадьба наследников старинного рода, она позже приняла первый Публичный музей редкостей и произведений искусства – еще до Музея изящных искусств, созданного Иваном Владимировичем Цветаевым. До недавнего времени здесь работал Институт философии.
Логика пространства диктует логику не только самих инсталляций, но и всей экспозиции. При том, что на выставке есть произведения, ставшие классикой видеоарта 1950–1970-х годов, она не построена по хронологическому принципу. Мы предлагаем зрителям маршруты, которые они смогут выбрать сами. Подготовленная к выставке образовательная программа будет посвящена тому, как менялся человек в ХХ веке благодаря новым технологиям. Впрочем, слово «благодаря» здесь, возможно, не самое точное. Многие художники рассматривают эти изменения весьма критически. Но проект «Дом впечатлений. Классика и современность медиаискусства» не обещает дать ответы на все вопросы, он, скорее, ставит вопросы, чтобы подумать над ответами вместе.

Партнером проекта выступает My.com, международный бренд крупнейшей российской интернет-компании Mail.Ru Group.

«Мы рады, что партнерство с ГМИИ им. А. С. Пушкина начинается с такого уникального проекта, как «Дом впечатлений». Нам как крупнейшей технологической компании России чрезвычайно близка тема проникновения современных технологий и электронных медиа в современное искусство. Уверены, что этим летом «Дом впечатлений» станет новой площадкой обсуждения того, как технологии меняют наш мир», – прокомментировал Дмитрий Сергеев, заместитель генерального директора Mail.Ru Group

Закрыть

Пользователь, разместивший этот анонс, пожелал, чтобы он был доступен только для профессиональной аудитории Pro+. Для просмотра этого анонса вам необходимо в личном кабинете переключиться на платный тариф.