Общественная экспертиза проектов ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов»
- Кто: Пресс-служба Общественной палаты РФ
- Где: Москва, Миусская пл. д. 7 стр. 1
- Когда: 21.04.16 (10:00—12:00)
Круглый стол, Заседание716 просмотров
-
Подробная информация доступна только для зарегистрированных пользователей.Войдите в систему или зарегистрируйтесь
Организатор — Комиссия ОП РФ по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами.
Модератор — председатель Комиссии ОП РФ Лидия Михеева.
Проект федерального закона «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов» разработан c целью обеспечения защиты прав и законных интересов физических лиц, которые могут быть нарушены использованием недобросовестных методов взыскания. Он призван регулировать деятельность по возврату долгов физических лиц, в том числе в части установления способов взаимодействия между кредитором (или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах) и физическим лицом.
С ростом объемов потребительского кредитования увеличивается потенциальное число должников — физических лиц, права которых могут быть нарушены применением недобросовестных практик побуждения к возврату долгов, в связи с чем, этот вопрос приобретает особую актуальность и социальную значимость. Действующее законодательство не содержит прямых общих норм, квалифицирующих признаки недобросовестных практик и действий взыскателей. Отсутствуют и законодательные механизмы, направленные на предупреждение совершения взыскателями действий, нарушающих права должников, и исключение из правового поля лиц, осуществляющих деятельность по взысканию задолженности на профессиональной основе, нарушая при этом права должников.
Созданию условий для обеспечения надлежащей защиты прав должников — физических лиц будет способствовать издание отдельного федерального закона, регламентирующего действия по возврату долгов, осуществляемые кредиторами и другими лицами, а также регулирующего деятельность юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату долгов на постоянной основе.
Законопроект направлен не на описание форм добросовестных действий по взысканию задолженности и дублирование закрепленных в других законах дозволений, а, напротив, на описание и регулирование действий, содержащих потенциальную угрозу нарушения прав должников — физических лиц, и установление связанных с осуществлением таких действий запретов. Ограничения действий кредитора касаются в основном вопросов личных контактов с должником. Законопроект регламентирует порядок взаимодействия кредитора (или лиц, действующих от его имени и в его интересах) с должником.
В частности, согласно законопроекту, не допускаются направленные на возврат долгов действия, связанные с неправомерным причинением вреда должнику или злоупотреблением правом. Предусмотрен запрет на раскрытие сведений о должнике, долге и его взыскании для неограниченного круга лиц. За нарушение требований, предусмотренных законопроектом, предлагается установить специальные составы административных правонарушений и ответственность соответствующих лиц.
Предусмотренные законопроектом положения позволят создать нормативную правовую базу для предупреждения использования взыскателями недобросовестных методов взыскания, нарушающих права физических лиц — должников, и позволят в более полной мере обеспечить защиту прав и законных интересов физических лиц, которые могут быть нарушены при осуществлении в их отношении действий, связанных с взысканием задолженности.
Изменения в Налоговый кодекс РФ связаны с необходимостью ведения единого госреестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату долгов в качестве основного вида деятельности, для установления размера обязательной государственной пошлины за внесение информации о таком лице в указанный реестр. Достаточно высокий размер пошлины является, по мнению разработчиков, еще одним стимулом для добросовестного осуществления соответствующими лицами своей деятельности.