Молебен и освящение точной копии образа Божией Матери «Донская»
- Кто: Третьяковская галерея
- Где: Москва, Малый Толмачёвский переулок, 9, церковь Святителя Николая в Толмачах
- Когда: 21.04.15 (14:00—16:00)
Флешмоб, Акция534 просмотра
Список участников:
Молебен и чин освящения возглавит председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви, глава Донской митрополии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий.
-
Подробная информация доступна только для зарегистрированных пользователей.Войдите в систему или зарегистрируйтесь
Оригинал иконы, выполненный в конце XIV века и традиционно приписываемый кисти Феофана Грека, находится в собрании Третьяковской галереи и постоянно экспонируется в залах древнерусского искусства в Лаврушинском переулке. Помогая в создании списка иконы, сотрудники музея передали современным иконописцам результаты своих технико-технологических исследований по составу пигментов красок, цифровые изображения иконы, материалы научных изысканий.
Реставрационный и научный советы с участием исследователей, хранителей и реставраторов Третьяковской галереи изучили список иконы и отметили высокий художественный уровень созданной копии.
Икона Божией Матери «Донская» (Феофан Грек (?); на обороте – «Успение Богоматери», мастер круга Феофана Грека, 1380–1390-е; дерево, темпера, 86 × 67) в 1930 году поступила из Исторического музея в собрание Третьяковской галереи. Икона относится к одному из многочисленных вариантов типа изображения Богоматери – «Умиление» (Елеуса). Эпитет «Донская» связан с преданием о чудесной помощи образа воинству Дмитрия Донского в Куликовской битве 1380 года.
Практика копирования икон, прославившихся чудотворениями, основана на тезисе Седьмого Вселенского собора о том, что «честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу», которым для списка являлся почитавшийся оригинал. Церковная практика с древнейших времен знает использование в богослужебных целях копий с общечтимых святынь «в меру и подобие», по выражению наших предков. С канонической точки зрения верно исполненная копия почитаемого чудотворного образа, освященная Церковью, приравнивается к святыне.
Например, икона Богоматери «Владимирская» (первая треть XII века, ГТГ), в русской истории прославившаяся чудотворениями, имела множество списков, среди которых образа, написанные преподобным Андреем Рублевым и Симоном Ушаковым. Икона Богоматери «Иверская», сама являлась списком, созданным по просьбе патриарха Никона и царя Алексея Михайловича в сороковые годы XVII века афонским монахом с древней чудотворной иконы Богоматери «Портаитисса», хранившейся в монастыре Иверон на Афоне. Список со Смоленской иконы Богоматери появился в 1456 году, перед тем, как «отпустить» святыню в родной город, с нее была сделана копия, оставленная в Благовещенском соборе Московского Кремля (до 1525 года, затем перенесена в Новодевичий монастырь).
Как и другие иконы Божией Матери, иконы «Владимирская», «Иверская», «Смоленская», «Донская» восходят по своей иконографии к византийским образам Богоматери, находившимся в Константинополе, Иерусалиме, Эфесе и на Афоне. Позднее списки с византийских оригиналов, нередко утраченных, были принесены на Русь, где получили новые наименования по месту своего прославления и распространились во множестве копий, что свидетельствует об их глубоком почитании.
Специально для этого события из постоянной экспозиции Третьяковской галереи в храм-музей будет перенесен оригинал. Таким образом, чин освящения списка пройдет перед двумя древними святынями – иконами «Владимирская», постоянно находящейся в церкви, и «Донская». Во время мероприятия образу будет преподнесен только что выполненный оклад, который также является точной копией исторического, но уже утраченного оклада, архивные фотографии которого были сохранены и переданы современным мастерам сотрудниками музея. Освященный список будет храниться в кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы в Ростове.
Написание точной копии древней иконы и освящение ее в храме-музее продолжают почти утраченную традицию. Этот опыт может служить достойным примером сотрудничества музейного сообщества и Русской православной церковью и бережного отношения к культурному и духовному наследию России.