Вернуться назад
Пресс-конференция к открытию выставки "Георгий Якулов. Мастер разноцветных солнц"
  • Кто: Третьяковская галерея
  • Где: Москва, Крымский Вал, 10, залы 80–82
  • Когда: 20.04.15 (16:00—17:00)
Пресс-конференция, Видеомост, Видеоконференция361 просмотр
  • Подробная информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
    Войдите в систему или зарегистрируйтесь
Третьяковская галерея представляет публике одного из самых ярких и оригинальных художников начала XX века, «артиста и интеллигента», «последнего из могикан богемной жизни» – Георгия Богдановича Якулова (1884–1928). Впервые с 1975 года наследие реформатора театральной сцены и автора художественной теории «разноцветных солнц» будет представлено так полно.

В своем искусстве Якулов стремился решить амбициозную задачу — соединить художественные традиции Востока и Запада. Армянин по национальности, он родился и вырос в Тифлисе, как живописец сформировался в Москве, был тесно связан с артистическими кругами Парижа, а последние годы провел в основном в Ереване. Большое значение Якулов придавал вопросам колорита. В теории «разноцветных солнц», над которой художник начал работать в середине 1900-х годов, он стремился объяснить связь, существующую между природой и культурой: согласно его наблюдениям доминирующий цвет в живописи разных стран и регионов находится в прямой зависимости от характера солнечного освещения в них. В 1913 году он выступил с докладом на эту тему в легендарном петербургском кафе «Бродячая собака», а следом опубликовал первый текст из задуманного им цикла теоретических статей о «разноцветных солнцах». В 1914 с поэтом Б. Лившицем и композитором А. Лурье Якулов создал манифест «Мы и Запад. (Плакат № 1)», где авторы утверждали «космичность» восточного искусства.

Незаурядный талант, разнообразие сфер деятельности, эрудиция вместе с личным обаянием снискали Якулову не только известность, но и дружбу со многими известными людьми этой эпохи. Его квартиру-мастерскую на Большой Садовой улице посещали А. Белый, В. Качалов, А. Коонен, А. Луначарский, В. Маяковский, А. Мариенгоф, Вс. Мейерхольд, А. Таиров. Здесь познакомились Сергей Есенин и Айседора Дункан. В кругу московской богемы Якулов получил прозвище «Жорж Великолепный».

Местами встреч знаменитых деятелей культуры послереволюционной эпохи стали два уникальных кафе, оформленные Якуловом. В 1917 году он создал интерьер «конструктивного мюзик-холла», «мирового вокзала искусства» — артистического кафе «Питтореск» на Кузнецком Мосту, к числу наиболее известных завсегдатаев которого принадлежали В. Брюсов, А. Луначарский, В. Маяковский. В 1919-м, вступив в «Орден имажинистов», художник взялся за оформление кафе имажинистов «Стойло Пегаса» на Тверской. Его регулярно посещали С. Есенин, В. Шершеневич и А. Мариенгоф.

С ведущими деятелями театра Якулова объединяли творческие задачи: 1920-х годы он стал известен как художник-новатор в области сценографии, одним из первых обратившийся к конструктивизму в театре. Постановки Камерного театра, осуществленные А. Таировым в содружестве с Г. Якуловым – «Принцесса Брамбилла» (1920), «Жирофле-Жирофля» (1922) и другие – стали самыми яркими зрелищами послереволюционной Москвы. За макет декорации «Жирофле-Жирофля» на Международной выставке современного декоративного искусства и художественной промышленности 1925 года в Париже Якулов был избран ее вице-президентом, получил высшую награду по разделу театра, а за модель памятника 26-ти бакинским комиссарам – по разделу архитектуры. Мировую известность приобрел балет С. Прокофьева и Г. Якулова «Стальной скок» (1927), поставленный в Париже в антрепризе С. Дягилева и в хореографии Л. Мясина и явившийся новым словом в этом виде искусства.

Якулов всегда был душой любой компании, а начав преподавательскую деятельность, пользовался не только уважением, но и глубокой любовью учеников. Свидетельством этому стали похороны художника. В последний путь его провожали в трех городах: поезд шел в Москву из Еревана с остановкой в Тифлисе. Церемония прощания в Москве была задумана и осуществлена как театрализованное действо. Важным событием стало основание в 1966 году в Париже Общества друзей Якулова, которое смогло собрать остававшиеся в Париже работы художника (Якулов вывез их на Запад, предполагая устроить свою персональную выставку). В 1972 году большая часть этого собрания была передана Национальной галерее Армении.

Шумная слава, которая сопровождала мастера при жизни, со временем сменилась забвением. Настоящая выставка позволит вернуть интерес к этой фигуре и показать особое место Якулова в ряду художников искусства авангарда. Выставка дает возможность показать впервые после реставрации несколько произведений из коллекции Третьяковской галереи: «Человек толпы», «Ломбардия», «Бой». Московский зритель увидит и ранее неизвестные работы из частных собраний («Вечернее гуляние», «Женский портрет», обложка книги А. Мариенгофа «Кондитерская солнц»), живописные и скульптурные портреты Якулова работы его друзей.

Закрыть

Пользователь, разместивший этот анонс, пожелал, чтобы он был доступен только для профессиональной аудитории Pro+. Для просмотра этого анонса вам необходимо в личном кабинете переключиться на платный тариф.