Вернуться назад
Пресс-показ выставки «Пьеро делла Франческа и его современники. Образ Мадонны в картинах эпохи Возрождения из музеев Италии»
  • Кто: ГМИИ им. А.С. Пушкина
  • Где: Москва, Волхонка, 12
  • Когда: 18.12.14 (15:00—17:00)
Премьера, Пресс-показ,2251 просмотр
  • Подробная информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
    Войдите в систему или зарегистрируйтесь
Образ Мадонны в картинах эпохи Возрождения из музеев Италии». Выставка продолжает традицию знакомства с произведениями великих мастеров Ренессанса, предоставленными крупнейшими художественными собраниями Италии – венецианской Галереей Академии, национальной галереей Марке из Урбино.

В христианской традиции Мадонна, держащая на руках Младенца, – центральный сюжет как в византийской иконописи, так и в живописи итальянского Возрождения, а образ Богоматери находится в центре повествования о Спасении.

В восточной (православной) традиции всякий изображенный персонаж или предмет наделен символическим смыслом. Почитание образа означает почитание того, что за этим образом скрыто. Согласно постановлениям Второго Никейского Собора 787 года, правила создания священных образов определял не художник, а церковные власти. В западной культуре, начиная с XII века, а затем в живописи Возрождения, не отрицавшей того, что закреплено традицией, изображения Девы Марии являются не только иконами; символические атрибуты не утрачивают своего значения, однако теперь картины обретают не только сакральный, но и общечеловеческий смысл. Отныне это образы матери и младенца, наделенные индивидуальными чертами, исполненные неподдельного переживания, образы, не только напоминающие о божественном начале и о величии Богородицы, но и пробуждающие чувства.

В эпоху Возрождения при знатных дворах в Мантуе, Ферраре и Убрино, а также в Венеции написанные на досках небольшие богородичные образы, в которых присутствовали наделенные символическим смыслом детали, выполняли почти ту же функцию, что и иконы в восточной традиции, где большинство икон писалось не для церквей, а для частных заказчиков. В основном, речь шла о переносных алтарях, об образах, создание которых было приурочено к тем или иным событиям.

Во второй половине XV века нарастает интерес к византийской культуре, поначалу обусловленный попыткой соединить Восточную и Западную церкви, а затем – присутствием на Западе многочисленных представителей византийской культуры, бежавших от османского завоевания.

В экспозиции представлены работы живописцев второй половины XV века, объединенные одной темой – Мадонна с Младенцем. Помимо исключительной художественной значимости произведений, они позволяют понять, что между западной и восточной христианскими традициями есть не только различия, но и глубокое сходство. Выставка дает возможность зрителю проникнуть в суть того, как в эпоху Возрождения понимали и трактовали один из главных христианских образов.

Закрыть

Пользователь, разместивший этот анонс, пожелал, чтобы он был доступен только для профессиональной аудитории Pro+. Для просмотра этого анонса вам необходимо в личном кабинете переключиться на платный тариф.