Открытие выставки "Отражая эпоху… Исторические картины Павла Рыженко"
- Кто: Государственная Третьяковская галерея
- Где: Москва, Крымский Вал, 10, залы 41–42
- Когда: 18.12.14 (16:00—17:00)
Премьера, Пресс-показ1548 просмотров
-
Подробная информация доступна только для зарегистрированных пользователей.Войдите в систему или зарегистрируйтесь
Павел Рыженко, уроженец Калуги, окончил Российскую академию живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, где позже на протяжении 10 лет преподавал. Семь лет он работал в Студии военных художников им. М.Б. Грекова, принимал участие в создании монументальных композиций – диорам.
На выставке в Третьяковской галерее представлено 25 живописных произведений мастера. Зрителя встречают пейзажи старинных русских городов: «Суздаль» (2004), «Старая Ладога» (2005), «Собор (Переславль)» (2009). Картины в следующем зале посвящены ключевым, переломным моментам древнерусской истории. Шестнадцать крупноформатных полотен расположены в соответствии с хронологией изображенных на них событий. Открывают эту часть экспозиции события русско-византийской войны 970–971 годов: «Святослав. Последний бой на порогах Днепра» (2014), «Святослав. Цимисхий» (2014). Далее следует сцена первого столкновения русских дружин с монголо-татарским войском – битва на Калке 1223 года – дипломная работа Рыженко, выполненная в 1996-м. Большой триптих посвящен событиям и героям Невского сражения 1240 года. Группа работ представляет сцены знаменитой Куликовской битвы 1380 года: «Поле Куликово» (2004), «Ослябя» (2005), «Победа Пересвета» (2005).
В работах Павла Рыженко сочетаются эпические настроения и стремление к почти осязаемой достоверности изображения. Тяготение художника к крупным масштабам и панорамным видам придает значительность и эпохальность запечатленным на полотнах событиям. Одновременно живописец стремился к психологической точности образов, которая погружает в атмосферу происходящего и вызывает сопереживание героям произведения. Рыженко дает зрителю возможность почувствовать себя в роли незримого свидетеля и даже участника изображаемых событий. Для достижения этого эффекта художник прибегает к резкому кадрированию фрагментов на переднем плане картины, введению бытописательных деталей.
Выставка носит во многом образовательный характер: усилиями мастера события, происходившие многие столетия назад, знакомые всем еще по школьной программе, становятся ближе, обретают воплощение, понятное любому зрителю. Этому способствует и выбор Павлом Рыженко реалистического метода живописи.