Вернуться назад
Открытие выставки «Translatio nummorum – Языком монеты. Римские древности и римские императоры в эпоху Возрождения»
  • Кто: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
  • Где: Москва, Волхонка, 12
  • Когда: 12.12.14 (16:00—17:00)
Премьера, Пресс-показ543 просмотра
  • Подробная информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
    Войдите в систему или зарегистрируйтесь
Выставка из собраний ГМИИ им. А.С. Пушкина, Российской государственной библиотеки, Научной библиотеки МГУ им. М.В. Ломоносова

Проект подготовлен при участии Берлинско-Бранденбургской Академии наук (Проект «Census. Античные памятники искусства и архитектуры, известные в эпоху Ренессанса»), Мюнцкабинета Государственных музеев Берлина (Фонд прусского культурного наследия), Историко-Художественного института во Флоренции (Общество научных исследований имени Макса Планка)

Выставка «Translatio nummorum – Языком монеты. Римские древности и римские императоры в эпоху Возрождения» – часть междисциплинарного проекта «Translatio nummorum», посвященного исследованию классических древностей в эпоху Возрождения с помощью античных монет.

Античные монеты – значительный источник информации о жизни Древней Греции и Древнего Рима. В эпоху Ренессанса они были любимым предметом коллекционирования и средством изучения истории, археологии, географии, мифологии и искусства. Благодаря монетам историю «визуализировали». Появился популярный жанр жизнеописаний, сопровождавшихся портретами с монетных оригиналов. Удалось воссоздать первоначальный внешний облик архитектурных сооружений древности (например, Колизея, форума Траяна). Влияние античных монетных типов прослеживается в возникшем в то время медальерном искусстве. Изображения с монет появились на фресках и рельефах. Памятники античной нумизматики, также как и шедевры монументального классического искусства и литературы, сформировали гуманистическое мировоззрение эпохи Ренессанса.

В экспозиции будут представлены более 120 золотых, серебряных и бронзовых монет эпохи «двенадцати цезарей» (вторая половина I века до н.э. – конец I века н.э.) и 14 гравюр эпохи Ренессанса из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, редкие книжные издания XVI века, посвященные древним монетам, из фондов Российской государственной библиотеки и Научной библиотеки МГУ.

Гуманисты XVI столетия сформировали научный подход к нумизматическому материалу. Особое место среди исследователей античных монет занимает художник и знаток древностей Энеа Вико. На выставке будет представлено его первое руководство по античной нумизматике "Беседы о древних медалях" (1555). Зрители смогут увидеть старейшее печатное издание с изображениями монет «Портреты знаменитостей» (1517) Андреа Фульвио, а также труды Антонио Агустина, Губерта Гольца, Антонио Зантани, Себастиана Эриццо, Фульвио Орсини. Монеты будут экспонироваться рядом с разворотами книг, на которых они изображены.

Научные труды исследователей-нумизматов дополнялись гравюрами, что придавало им, помимо методологической и исторической, высокую художественную ценность.

На выставке можно будет увидеть увеличенное изображение гравюры, созданной Энио Вико. Она воспроизводит генеалогическое древо первых двенадцати цезарей и всех членов императорского дома. Каждый персонаж, всего их 397, обозначен кружком, родственные связи между ними показаны линиями различной толщины в зависимости от степени родства. Помещенные в кружки изображения взяты с монетных оригиналов.

Для коллекционеров того времени порой важнее была не «древность» монеты, а четкость изображения на ней – золотая античная монета могла стоить дешевле, чем хорошо сохранившаяся бронзовая. Особое место в экспозиции занимают так называемые «падуанцы». Падунский мастер Джованни Кавино первым начал серийное изготовление монет и медалей, имитирующих античные оригиналы. Такие монеты, созданные специально для коллекционеров, получили название «падуанцы». В российских музейных собраниях они редки. На выставке будут представлены четыре такие монеты.

В экспозиции можно будет увидеть геммы, выполненные в XVI веке итальянскими резчиками по античным образцам, а также гипсовые оттиски гемм и древнеримских резных камней с изображениями римских императоров. В эпоху Ренессанса античные геммы – резные камни с углубленными изображениями (инталии) или с рельефным рисунком (камеи) – становятся предметом коллекционирования. Они, в отличие от монет, не тиражировались.

Проект «Translatio nummorum» был инициирован Историко-Художественным институтом во Флоренции (Общество научных исследований имени Макса Планка), Берлинским Мюнцкабинетом (Фонд прусского культурного наследия) и Гумбольдтским университетом (Берлин) совместно с Берлинско-Бранденбургской Академией наук (Проект «Census. Античные памятники искусства и архитектуры, известные в эпоху Ренессанса»). Выставка была показана в Берлине и Лейпциге.

Закрыть

Пользователь, разместивший этот анонс, пожелал, чтобы он был доступен только для профессиональной аудитории Pro+. Для просмотра этого анонса вам необходимо в личном кабинете переключиться на платный тариф.