Вернисаж выставки "Carpe diem. Русский фотограф на рубеже веков". Москва и мир в фотографиях С.В. Челнокова 1861-1924"
- Кто: Музейное объединение "Музей Москвы"
- Где: Москва, Ленинградский проспект, 40, Петровский путевой дворец
- Когда: 05.12.14 (13:00—15:00)
Выставка1196 просмотров
-
Подробная информация доступна только для зарегистрированных пользователей.Войдите в систему или зарегистрируйтесь
Главная задача выставки – впервые представить русского фотографа до сих пор неизвестного не только широкой публики, но и специалистам, в связи с чем, возникает возможность заново взглянуть на прошлое его глазами и открыть для себя еще одного русского фотохудожника.
Центральной темой выставки является Москва конца ХIХ – начале ХХ века, увиденная несколько иначе — через повседневность, в которой фотограф обращает внимание на лица окружающих его людей независимо от их статуса, возраста и социального положения. Смысловым центром выставки оказывается портрет человека, который не позирует перед фотокамерой, но запечатлен фотографом в движении жизни и этот фотореализм достигает у мастера высокой выразительности, передавая ощущение нашей причастности к прошлому. Здесь гимназист и городской глава, французский посланник и солдат оказываются в едином визуальном пространстве.
Отличительной особенностью фотореализма Сергея Челнокова, Carpe diem представленного на данной выставке является его тяготение к событийности. Фотографическое «Carpe diem» здесь не останавливает мгновение, а, наоборот, заставляет почувствовать движение жизни. Несколько зарисовок, создающих видимость репортажа, как раз и рассказывают о событиях, свидетелем которых оказался фотограф – подъем колокола на колокольню, пожар Малого театра, полет Уточкина над ипподромом, открытие памятника Гоголю, наводнение и ураган в Москве, прокладка трамвайных путей. Мы соприкасаемся с жизнью противоречивой, контрастной и драматичной и именно это пристальное, честное вглядывание в окружающий мир делает фотографии Сергея Челнокова непосредственными и светлыми, по-своему вводящими нас в мир русской культуры. Неслучайно, здесь же на выставке посвященной Москве, мы находим портреты Станиславского и Кони, биолога Сырейщикова и Бахрушина. Здесь в портретах ирония соседствует с отстраненностью, а временами, и с суровой беспристрастностью, как в портрете Гучкова или портретах крестьянских детей на сборе земляники.
Конечно, фотография оставляет многое за кадром, но как раз это недостающее, она же, и позволяет тем острее ощутить. Несмотря на свои малые размеры, выставка позволяет соприкоснуться с тем особенным мироощущением русской культуры, которое было представлено русской интеллигенцией, и где московская культура рубежа ХIХ-XX века, московская интеллигенция занимала особое место. Ибо здесь фотография оказывается не просто «парадной карточкой на память», но способом говорить, мыслить и свидетельствовать наряду с литературой и живописью, там, где мы соприкасаемся с жизнью. В этом смысле мир фотографий Сергея Челнокова принадлежит уже всем нам, становясь, следовательно, тем, что называют искусством.
Фотографии из архива экспонируются впервые.
Carpe diem. Русский фотограф на рубеже веков.
Москва и мир в фотографиях С.В. Челнокова (1861-1924)
Вернисаж: 5 декабря, 13.00