Пресс-показ выставки "Магия тела. Рисунок конца XIX–ХХ веков"
- Кто: Третьяковская галерея
- Где: Москва, Лаврушинский переулок, 10, залы 49–54
- Когда: 22.10.14 (16:00—17:00)
Премьера, Пресс-показ627 просмотров
-
Подробная информация доступна только для зарегистрированных пользователей.Войдите в систему или зарегистрируйтесь
Рисунок допускает гораздо бόльшую свободу и откровенность, чем законченное живописное или скульптурное произведение. В зависимости от желания художника первоначально нейтральный образ насыщается героической возвышенностью, монументальным величием либо интимной нежностью, эротизмом или нематериальной легкостью.
Образование класса женской натуры в 1893 году в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге стало импульсом к развитию темы обнаженной модели. В жанре ню работали все самые известные русские рисовальщики ХХ века. Однако выставка выделяет тех, для кого рисунок обнаженной натуры превращается в особый жанр изобразительного искусства, обладающий своей эстетикой, становится одной из важных тем их творчества.
Около 200 произведений из фондов графики представляют развитие жанра ню в рисунке: различие московской и петербургской школ, особенности работы русских художников в парижских ателье начала ХХ века, бытование этого жанра в искусстве авангарда, жизнь обнаженной модели в «пуританские» годы советской власти и т.д. Произведения исполнены в различных техниках – акварели, пастели, рисунке графитным карандашом, углем, сангиной. Это работы В.А. Серова, Б.Д. Григорьева, К.С. Петрова-Водкина, М.Ф. Ларионова, И.И. Машкова, П.П. Кончаловского, З.Е. Серебряковой, Н.А. Тырсы, Т.А. Мавриной, В.Г. Вейсберга и других. Особый интерес представляет не только сопоставление художественных манер, но и анализ индивидуальной интерпретации темы художниками.
Мечтой о красоте, способной преодолеть несообразности жизни, наполнялось творчество мастеров, входивших в объединение «Мир искусства». З.Е. Серебрякова любила представлять свои модели при дневном свете. Тела молодых женщин, при всем внимании художницы к их индивидуальным особенностям, в значительной степени выдают ориентацию автора на идеальные образы Высокого Возрождения.
Эпатировавшие своих современников художники объединения «Бубновый валет» главным свойством телесности считали брутальность, физическую мощь и силу – на листах появляются грузные, нарочито грубые модели.
Эта «грубость» обнаженной натуры прослеживается и в творчестве М.Ф. Ларионова, который включил в свой художественный язык ориентацию на культуру примитива и социальных низов. «Агрессивность» образов нивелирует «хулиганская» ирония и легкость, с которой Ларионов работал с этими темами.
Чувственность рождается в виртуозно исполненных рисунках В.В. Лебедева. Наброски с натуры, в которых образы строятся тональными переходами, сопоставлением полупрозрачных локальных пятен и белого пространства фона, выполнены тушью и акварелью быстро и виртуозно.
Легко и естественно на увлажненную бумагу ложится акварель в листах Т.А. Мавриной, где изображены красавицы, которые нежатся в интерьерах, одновременно смешные, трогательные, пикантные и забавные.
В 1950-х годах Б.П. Чернышёв основал в Москве свободную студию рисунка обнаженной натуры. Его техника переживала эволюцию на протяжении двух десятилетий от формальной сдержанности в 1950-е до яркости, раскованности и даже резкости в 1960-е. Чувство свободы в поздних листах Чернышёва нередко переходит в экстаз, в ощущение овладевшей человеком некоей иррациональной силы. Зрительно она выражена либо в динамике фигур, либо, наоборот, в иератической статуарности и декоративности, которые напоминают об искусстве древних цивилизаций.
В 1970-е – первой половине 1980-х В.Г. Вейсберг развивал идеи «невидимой» живописи – в многослойной поверхности едва уловимы цветовые и тональные переходы, возникает идеально выстроенный, почти нематериальный в своей хрупкости образ.
Выставка «Магия тела» демонстрирует, как разработка темы обнаженного тела подводит художника к формулированию собственных представлений об идеальном и безобразном, вечном и сиюминутном, пластически наполненном и нематериальном.