Под льдами Антарктиды найден действующий вулкан
  • Когда: 18.11.13 (17:30)
На западе Антарктиды американские геологи обнаружили тлеющий подледный вулкан, расположенный на километровой глубине подо льдом, что свидетельствует о наступлении периода повышенной геологической активности на самом южном континенте Земли и ускоренного таяния его льдов. Подробности приведены в статье для журнала Nature Geoscience, опубликованной на официальном сайте издания. В своей работе геофизики из нескольких университетов США использовали данные сети автоматических сейсмографов, установленных на хребте Исполнительного комитета. Эта горная цепь, протянувшаяся с севера на юг через Землю Мэри Бэрд, была открыта в 1940 году американской экспедицией, которая и назвала горы в честь Исполнительного комитета Антарктической службы США, рассказывает РИА Новости. Группа геологов под руководством Аманды Лу из университета Вашингтона в Сент-Луисе использовала эти данные для того, чтобы проследить за движением потоков магмы в верхних слоях земной коры в окрестностях Антарктиды. Они обнаружили, что подобные процессы происходят значительно активнее, чем мы привыкли считать, и что на западе Антарктики, на территории земли Мэри Бирд, может существовать подледный вулкан. Под слоем льда на глубине 1400 метров исследователи обнаружили слой пепла, отражающий излучение радаров, пишет газета Взгляд. Этот пепел, по мнению ученых, может указывать на извержение, которое произошло около 8 тыс. лет назад. По расчетам Лу и ее коллег, вулкан достаточно часто просыпается, что в 2010 и 2011 году приводило к появлению серии толчков с магнитудой от 0,8 до 2,1, зафиксированных станциями наблюдения. Ученые предполагают, что подледные извержения этого вулкана, вкупе с "подогревом" подошвы ледников потоками магмы в верхних слоях коры, могут частично объяснять то, почему ледовый щит Антарктиды тает так быстро. Геологи сходятся во мнении о том, что новые извержения вряд ли смогут расплавить ледник толщиной до двух километров. Однако большой объем воды, образованный при контакте льда с излившейся лавой, может заметно повлиять на поведение ледяного щита Земли Мэри Бэрд. Ежегодно ледовый щит Антарктиды теряет до 2,8 тысячи кубокилометров льда, и в последнее десятилетие ледовый покров сокращается все быстрее. Долгое время считалось, что это происходит из-за ускоренного формирования айсбергов, однако американские климатологи в июне 2013 года выяснили, что чуть больше половины от объема "исчезнувших" льдов было растоплено теплыми течениями, омывающими подводную часть ледового щита Антарктики. Единственный ранее известный в Антарктике вулкан находится у побережья острова Росса и был обнаружен еще в 1841 году. Кроме того, на материке известно еще как минимум восемь спящих и несколько десятков потухших вулканов. Граница между потухшим и спящим вулканами в значительной мере условна, поскольку определяется по вероятности новых извержений, которая нельзя определить абсолютно точно, особенно в случае с удаленными и малоизученными вулканами. #вп