Вернуться назад
Презентация портрета купца Сорокоумовского в рамках выставки «Купеческий портрет XVIII- начала XX века»
  • Кто: ФГБУК Государственный исторический музей
  • Где: Москва, Красная площадь, д.1
  • Когда: 31.01.14 (16:00—18:00)
247 просмотров
Список участников:
Общественный международный фонд славянской письменности и культуры, Общество купцов и промышленников, Алексей Левыкин, Наталья Перевезенцева, Ирина Палтусова, Валерий Чумаков, Александр Никишин, Мария Сорокоумовсеая, Ирина Корноухова
  • Подробная информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
    Войдите в систему или зарегистрируйтесь
Загруженные файлы:
 Скачать файл
Проект «Выставка в выставке»: портрет из семейного архива купцов Сорокоумовских в рамках выставки «Купеческий портрет XVIII- начала XX века»

Важной частью семейного архива являются портреты. Именно вокруг образа предка возникает атмосфера личностного отношения к делам, мыслям и чувствам людей минувших дней, рождаются легенды и пробуждается интерес к собственным корням.
В семейном архиве купцов Сорокоумовских сохранился уникальный портрет одного из неординарных представителей семейства – Павла Павловича Сорокоумовского (1851 – 1908). Он не был «меховым королем России», как другие представители этого славного рода, тем типом купцов, которых описал Горький в романе "Жизнь Клима Самгина». Он был европейски образованным человеком «нового поколения» купечества, покровителем искусств, художником, музыкантом, путешественником и меценатом.
Большой театрал, приехав впервые в Лондон в 1875 году, Павел Павлович более 40 раз побывал в Опере, 13 раз прослушав «Лоэнгрина». Будучи страстным поклонником Вагнера и узнав о бедственном положении композитора, Павел Павлович помог ему выступить в Германии со спектаклями, прошедшими с аншлагом.
Особо следует отметить его дружбу со знаменитым «белым папуасом», Николаем Николаевичем Миклухо-Маклаем, который любил останавливаться в доме П.П. Сорокоумовского в Леоньевском переулке. Павел Павлович сопровождал Миклухо-Маклая в его поездке в Австралию. Их переписка сохранилась и будет представлена на презентации.

Павел Павлович изображен на портрете, как гласит семейная легенда, в костюме венецианского дожа, а создан портрет во время одного из путешествий по Европе с художником из его круга. На портрете сразу узнается красивое лицо Павла Павловича, известное по фотографическим портретам 1870-х годов. Однако, фантастическое платье, свиток в руках (рукопись? чертеж?), темная цветовая гамма отсылают к традиции итальянских портретов XVI века. Редкое явление в купеческой среде! Вероятно, идеей художника было запечатлеть П.П. Сорокоумовского в образе очарованного европейскими древностями любителя искусства, в тициановском духе, напоминающем портреты титанов Возрождения, передав не только внешнее, но и внутреннее благородство модели. Портрет хранится в частном собрании М.А. Сорокоумовской, экспонируется впервые, до этого он не покидал дома владелицы.
На презентации будет показана мультимедийная версия частного архива купцов Сорокоумовских, созданная специалистами Исторического музея. Неопубликованные дневники П.П. Сорокоумовского, исследованные специалистами музея, отражают не только наивный восторг неофита, впервые попавшего в круг общения европейской элиты, но и свидетельствуют о тонком восприятии им художественных впечатлений. Среди записей, встречаются поистине художественные тексты. В презентации участвует владелица архива, заслуженная артистка России, потомок купцов Сорокоумовских, Мария Александровна Сорокоумовская. Она расскажет об истории формирования и бытования семейного архива.
Презентация подготовлена при участии Фонда славянской культуры и письменности и Общества купцов и промышленников.
В течение всего февраля портрет П.П. Сорокоумского будет доступен посетителям выставки «Купеческий портретXVIII-начала XXвека», а проект будет продолжен.

#вп

Закрыть

Пользователь, разместивший этот анонс, пожелал, чтобы он был доступен только для профессиональной аудитории Pro+. Для просмотра этого анонса вам необходимо в личном кабинете переключиться на платный тариф.