Старообрядческое освящение воды в канун Крещения
- Кто: STAROVE.RU Сайт Отдела по делам молодёжи РПСЦ
- Где: Москва, Москва, ул. Рогожский Посёлок, 29, Покровский кафедральный собор
- Когда: 18.01.14 (11:00—14:00)
387 просмотров
Список участников:
Митрополит Московский и Всея Руси КорнилийНастоятель Покровского кафедрального собора в Рогожской Слободе протоиерей Виктор Жельцов
Множество прихожан - несколько тысяч
-
Подробная информация доступна только для зарегистрированных пользователей.Войдите в систему или зарегистрируйтесь
В РПЦ МП обычай освящать и употреблять такую воду утрачен.
При этом существует интересная история возникновения и забвения этой традиции, которая частично приведена на сайте STAROVE.RU.
Разъяснения по поводу Богоявленской воды – «Великой агиасмы» – имеются в древних церковных уставах, сочинениях святых отцов и древнехристианских писателей. Благочестивый обычай второго освящения воды в праздник Богоявления появился в русской церкви в XII в.
С момента церковного раскола в вопросе об освящении Богоявленской воды началась настоящая путаница. Патриарх Никон, пристрастно изучая древние студийские уставы, в 1656 г. запретил водоосвящение в самый день Богоявления и пригрозил, что если кто будет думать иначе «да будет церковной казни повинен, еже есть проклятию и отлучению».
Собор 1666-1667 годов постановил возобновить двукратное освящение воды (5 и 6 января). В противовес проклятьям Никона были произнесены еще более страшные анафемы: «Если кто не послушает нас или начнет прекословить … предаем проклятию и анафеме как еретика и непокорника и отсекаем, как гнилой уд».
Впрочем, возможность попасть под страшные проклятия собора и стать «гнилыми удами» не напугала новообрядческих богословов и издателей того времени. В новом, обязательном для общецерковного употребления Типиконе 1682 года было вновь запрещено двукратное освящение воды.
После смерти патриарха Иоакима новообрядческие богословы уже в четвертый раз вернулись к вопросу об освящении богоявленской воды. Издатели Типикона 1695 года на этот раз опять «разрешили» совершение второго освящения. Но и на этом водосвятная чехарда не закончилась.
В синодальном типиконе 1749 года статья о двухкратном освящении воды была вычеркнута. В Типиконе 1791 появилась снова. В 1794 поступил новый указ – не печатать такую статью. Нет указания на двукратное освящение воды и в Типиконе 1814. Эта статья в богослужебном уставе синодальной церкви появляется опять лишь в 1838 году.
Водосвятная неразбериха конца XVII – начала XIX века не только не внесла ясности в учение новообрядческой церкви по этому вопросу, но лишь усилила брожение мнений и умов.
Сегодня лишь небольшая часть новообрядцев продолжает хранить память о древней традиции - в отличие от старообрядцев...
В древней христианской церкви Богоявленской воды, Великой агиасмы, в качестве духовного утешения приобщались христиане, не допущенные к причастию св. Даров за тяжкие грехи на несколько месяцев или лет. Но на время епитимии кающийся грешник получал возможность в качестве духовного утешения по великим праздникам потреблять Богоявленскую воду. Это тайнодействие имело высокий духовный, нравственный и церковный смысл.
Люди, совершившие грехи, отлученные от причастия телом и кровью Христовой, не выпадали из церковного общения, но при регулярной исповеди совершенствовали свою жизнь и, осознавая свое неполноценное положение, стремились к церковному общению во Христе – через причастие св. Тайн.
Читайте подробнее - на сайте.
В прошлом году канал Москва 24 снял интересный фильм на эту тему:
http://www.youtube.com/embed/220Ahxh8MXA
#аю