Вернуться назад
Мемориальный вернисаж художника Михаила Никонова, основателя "Группы девяти"
  • Кто: МВЗ Галерея А3
  • Где: Москва, пер. Староконюшенный, 39
  • Когда: 08.05.14 (19:00—22:00)
Выставка489 просмотров
  • Подробная информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
    Войдите в систему или зарегистрируйтесь
“Яростный негативист” – так известный критик Александр Каменский охарактеризовал творческоий почерк Михаила Федоровича Никонова (1928 - 2010), чью мемориальную выставку представляет Галерея А3.


Творческий путь Михаила Никонова – путь бунтаря против ограничений художника извне, против навязанных условий в искусстве, против серого, мелкого и фальшивого.


Михаил Никонов был основателем «Группы девяти», в которую входили такие известные художники-«шестидесятники», как Н.Андронов, Б.Биргер, Л.Берлин, В.Вейсберг, Н.Егоршина, М.Иванов, К.Мордовин, М.Никонов, М.Фаворская.


На первой же московской выставке 1960 года группы молодые художники сразу громко заявили о себе. Яркая, смелая живопись, полностью отошедшая от классических канонов и шаблонов «соцреализма», вызвала огромный общественный резонанс, это было абсолютно новое слово в искусстве.


После двух групповых выставок «девятки», молодой художник одним из первых принял решение выйти из состава группы, мотивируя своё решение расхождением во взглядах с некоторыми из участников этих бурных выставок.


Обретя полную творческую самостоятельность, Михаил находит свой, неповторимый стиль, новые краски и образы. Он работает в экспрессивной, жёсткой манере, следуя своему аскетичному продуманному методу. Его образы захватывают природной естественностью, а традиции русского авангарда сплетаются с собственными находками.


Сюжетно-тематические картины занимают особое место в творчестве художника, в них находит выражение его гражданская позиция. Во все времена Михаил Никонов всегда оставался стойким «шестидесятником», склонным к открытой полемической декларативности.


Когда СССР распался, Михаил не смог пройти мимо острых, жёстких социальных проблем - на его холстах появились образы обездоленных, нищих, странников. На многих картинах можно увидеть притоны, где играют в карты, пьют и веселятся «нувориши», всё продается и покупается.


Художник подчёркнуто социален даже в натюрмортах. Как правило, это всё экспрессивно и жёстко написанные работы, в которых «суровость» проявляется не только в выборе персонажей, но и в самих тёмных глухих красках, резкости их нанесения на холст. Подобная черта свойственна многим художникам, начинавшим свой путь во второй половине 50-х годов.


Через всё творчество Никонова проходит тема странника. Начиная с 1964 года, художник настойчиво возвращается к этому образу. Странник - это во многом автопортрет самого художника, который умом и художественной интуицией проницает то, что открывается ему одному, он верен самому искусству и выражает на холсте парадоксы жизни.


Большие холсты Никонова позволяют проследить и иные связи, выходящие за пределы отечественного искусства - вспоминаются, в частности, фрески Диего Риверы и Альфаро Сикейроса.


В последнее десятилетие жизни и творчества М.Никонов несколько отходит от жесткого восприятия мира и создаёт целую серию светлых женских портретов. На многих из этих полотен угадывается сходство с любимой, рано ушедшей женой, образ которой художник воссоздавал на протяжении всей жизни.


Выставка продлится до 18 мая 2014 года
Галерея работает ежедневно, кроме понедельника, с 11.00 до 21.00


#аю

Закрыть

Пользователь, разместивший этот анонс, пожелал, чтобы он был доступен только для профессиональной аудитории Pro+. Для просмотра этого анонса вам необходимо в личном кабинете переключиться на платный тариф.