Специальное открытие выставки работ болгарского художника «Наивные истории Стояна Божкилова»
- Кто: Галерея современного искусства «73-я улица»
- Где: Москва, Союзный проспект, 15а (Музей наивного искусства)
- Когда: 25.03.14 (17:00—19:00)
Выставка824 просмотра
-
Подробная информация доступна только для зарегистрированных пользователей.Войдите в систему или зарегистрируйтесь
Интерес к примитиву как особому виду творчества со стороны художников-профессионалов особенно остро проявился на рубеже XIX-XX веков. Именно тогда были открыты и предъявлены художественному миру такие феномены независимого поведения, как Анри Руссо и Нико Пиросманишвили. Примечательно и то, что московский Музей наивного искусства обосновался в здании стиля модерн, выстроенном как раз в это время.
Болгарскому наивному искусству, построенному на балканской модели мира, свойственна особая поэтика, позволившая, с одной стороны, сохранить независимость от искусства официального, а с другой – уцелеть от девальвации после крушения системы социалистического лагеря. Поэтику эту составляют и обращение к своей национальной культуре с ее древними корнями, и ритуальность, основанная на повторах и сопоставлениях, как магические заклинания, и праздничность, заданная как «нарядной» гаммой цветов, так и игровым, ироничным настроением.
Стоян Божкилов – сын известного болгарского наивного художника Кирила Божкилова – родился 8 января 1974 года в небольшом курортном городке Сандански у подножия Пиринских гор на юго-западе Болгарии. В 1994-1999 гг. учился в Юго-западном Университете в городе Благоевград (педагогический факультет). Художественного образования не имеет, живописью занимается с 1996 года.
Жизнь главного героя рассказана работами Божкилова, как всегда у наивных художников, неспешно и обстоятельно. Белёные дома с красными черепичными крышами, пестрые россыпи маленьких человеческих фигурок: здесь есть дворник и священник, книжник и торговец, нарядная дама, просто прохожий, человек с ружьем, охотник. Прямо у нижней кромки лицом к нам, но взглядом мимо – куда-то лукаво в сторону – курит, легко одетый для зимнего времени, похоже, рассказчик всех историй, поскольку узнать его черты можно и на других картинах. Главные герои всегда больше остальных, как будто заглавные буквы, и как это было в древних сакральных изображениях – фресках, иконах.
Любимый сюжет Стояна – взаимоотношения мужчины и женщины. Ужин вдвоем, танец, поцелуй, множество повторяемых, подобных ситуаций показывают, насколько важна эта тема для художника. Сцена в ресторане с танцующими парами выглядит как праздник музыки, искусства, застолья и любви. Лежащая обнаженная прекрасна своей незатейливой красотой, а курящий трубку моряк - оттенённой иронией. Повсюду идет игра, присутствует сладкая меланхолия и как будто слышится музыка, сопряжённая с мягкой иронией – это все и есть то, что составляет интригу работ болгарского художника.
#сх/вп