Вернуться назад
Коллегия по вопросам практики прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении розыска без вести пропавших лиц
  • Когда: 20.07.12 (8:30)
    Подробная информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
    Войдите в систему или зарегистрируйтесь
Под председательством Генерального прокурора Российской Федерации Юрия Чайки состоялась коллегия по вопросам практики прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении розыска без вести пропавших лиц

В Генпрокуратуре России под председательством Генерального прокурора Российской Федерации Юрия Чайки состоялась коллегия по вопросам практики прокурорского надзора за исполнением за­конов при осуществлении уполномо­ченными органами деятельности по ро­зыску без вести пропавших лиц, в том числе детей, идентификации личности неопознанных трупов, ведению розы­скных дел и расследованию преступле­ний данной категории.

В мероприятии приняли участие должностные лица Администрации Президента Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации, руководители подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроры ряда субъектов Российской Федерации и их заместители, представители Министерства внутренних дел Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации.

С основным докладом на коллегии выступил заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Виктор Гринь. Он отметил, что несмотря на ежегодное снижение общего количества разыскиваемых лиц, результативность их розыска не отвечает предъявляемым требованиям. Принимаемые меры не в полной мере обеспечивают защиту личности от преступных посягательств и выполнение задач, определенных в ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

В 2011 г. в федеральном розыске находилось 112,3 тыс. без вести пропавших, было установлено местонахождение 62,3 тыс. человек. Результативность розыска составила 55,6%. За последние 10 лет этот показатель снизился на 11%.

В ряде регионов результативность розыска находится на крайне низком уровне (Калужская, Магаданская, Ленинградская области, г. Санкт-Петербург и др. регионы).

Практика надзорной деятельности и обобщения правоприменительной практики свидетельствуют, что немалая часть без вести пропавших - это жертвы криминальных посягательств- убийств и похищений человека и иных тяжких и особо тяжких преступлений против личности.

Особый общественный резонанс вызывает то, что каждый пятый без вести пропавший, находившийся в федеральном розыске – это несовершеннолетний. Прочти половина (46%) находящихся в розыске подростков составляют воспитанники детских домов, специальных учебно-воспитательных учреждений. Всего в 2011 г. разыскивалось 17,9 тыс. несовершеннолетних, в том числе 5,1 тыс. малолетних. Судьба 1,6 тыс. несовершеннолетних до сих пор невыяснена, из них 505 малолетних. Установлено, что жертвами преступлений в 2011 г. стали 33 несовершеннолетних.

Негативным образом также складывается ситуация с розыском лиц, утративших связь с близкими родственниками и идентификацией неопознанных трупов.

Из 43,4 тыс. лиц, утративших связь с родственниками и находящихся в 2011 г. в розыске, разыскано менее 19 тыс. человек (44%), из 95,5 тыс. неопознанных трупов идентифицирована личность 23,1 тыс. трупов (24,2%).

Проводимые прокурорами проверки дел оперативного учета свидетельствуют о сохраняющихся нарушениях законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Только в 32 субъектах Российской Федерации прокурорами в 2011 г. выявлено 1 162 нарушения при заведении дел оперативного учета, 12 703 – при их ведении, 1045 – при прекращении.

Большая часть нарушений допускается при производстве первоначальных розыскных мероприятий. Как правило, не в полной мере устанавливаются обстоятельства, предшествующие исчезновению граждан, не опрашиваются родственники без вести пропавшего лица, не устанавливаются граждане, по­следними его видевшие. Подобные просчеты не позволяют оперативно выявить признаки совершенного в отношении без вести пропавшего лица преступления и раскрыть его «по горячим следам».

Продолжают иметь место случаи несвоевременного заведения розыскных дел. Такие нарушения вскрыты в органах внутренних дел Республики Ингушетия, Иркутской, Тверской областей, г. Санкт-Петербурга и других регионов.

Нередко без вести пропавшие лица объявлялись в федеральный розыск несвоевременно, без фотоизображений.

Отсутствовало взаимодействие уполномоченных подразделений органов внутренних дел различных регионов, на территории которых могли находиться разыскиваемые лица.

С целью улучшения статистических показателей розыскной работы оперативные подразделения заводили розыскные дела уже после реального установления местонахождения пропавших лиц.

По-прежнему, органами внутренних дел допускались случаи немотивированного отказа в регистрации сообщений и заявлений об исчезновении граждан или списания их в номенклатурные дела без проведения доследственных проверок. Только в Новосибирской области в 2011 г. установлено 187 таких фактов. Подобные нарушения были вскрыты транспортными прокурорами Дальневосточного региона, а также выявлены в ряде субъектов Российской Федерации в текущем году.

Многочисленными остаются факты вынесения незаконных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела. Только в 2011 г. прокурорами отменено 9803 решения органов дознания об отказе в возбуждении уголовного дела по фактам исчезновения граждан, что составило 24% от общего числа принятых решений. Ведомственным контролем за тот же период не выявлено ни одного нарушения при разрешении органами дознания сообщений о безвестном исчезновении граждан и об обнаружении неопознанных трупов.

Кроме того, в субъектах Российской Федерации, охваченных проверкой, в 2011 г. прокурорами выявлено 75 укрытых сотрудниками органов внутренних дел и 65 следователями Следственного комитета Российской Федерации преступлений с признаками совершения убийств в отношении без вести пропавших лиц (наибольшее количество – в Иркутской, Волгоградской областях, Алтайском крае).

Всего в целях устранения нарушений, допущенных при осуществлении оперативно-розыскной деятельности по розыску без вести пропавших лиц, в 2011 г. прокурорами внесено свыше 11 тыс. актов прокурорского реагирования, из них 1,1 тыс. протестов на незаконные решения органов внутренних дел по делам оперативного учета, 9,7 тыс. требований и 870 представлений об устранении нарушений законов, в том числе 2 – Министру внутренних дел Российской Федерации.
По результатам заседания коллегии ее участники наметили ряд мероприятий, направленных на укрепление законности при осуществлении ро­зыска без вести пропавших лиц, идентификации личности неопознанных трупов, раскрытии и расследовании преступле­ний рассматриваемой категории.

Закрыть

Пользователь, разместивший этот анонс, пожелал, чтобы он был доступен только для профессиональной аудитории Pro+. Для просмотра этого анонса вам необходимо в личном кабинете переключиться на платный тариф.