Вернуться назад
Состоялась презентация Доклада ПРООН о развитии человеческого потенциала в РФ за 2011 год
Загруженные файлы:
 Скачать файл
    Подробная информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
    Войдите в систему или зарегистрируйтесь
Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации «Модернизация и развитие человеческого потенциала» был представлен 14 марта 2012 г. Программой развития ООН (ПРООН). Основная цель Доклада 2011 года – рассмотрение задач модернизации России в контексте человеческого развития, включая модернизацию экономики и социальной сферы, общественных институтов, что по сути является логическим продолжением тем предыдущих Докладов.
Четыре «И» - институты, инфраструктура, инвестиции и инновации как «формула российской модернизации» была провозглашена Президентом РФ весной 2008 г. Эта формула верно зафиксировала основные моменты модернизационной политики, но реальная динамика элементов этой формулы оказалась более сложной. Анализ базовых компонентов модернизации, основных параметов посткризисной экономики и социальных проблем России, представленный в Докладе, определяет, каким должен быть человеческий потенциал в «новой» экономике.

Во Введении рассматриваются понятие модернизации и ее возможные типы, которые возникают на разных этапах развития общества, специфика модернизации в индустриальных и постиндустриальных обществах, а также понятие технологических укладов, тесно связанное с категорией человеческого потенциала. В выводах утверждается, что модернизация не обязательно приводит к росту Индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП), все зависит от того ее типа, который осуществляется в обществе. При разработке и осуществлении программ, стратегий и проектов модернизации необходимо внимательно анализировать их влияние на ожидаемую динамику компонентов ИРЧП.

В Главе 1 «Экономика и экономическая политика на этапе выхода из кризиса» отмечается, что внешние условия для российской экономики в 2010 г., в основном, восстановились. Но сопоставление механизмов роста российской экономики в докризисный период с нынешними характеристиками ее развития свидетельствует об исчерпанности действовавшей модели роста. Антикризисная политика позволила защитить население от шоков, подобных тем, которые были испытаны в 1998-1999 гг., но кризис не был использован как возможность «очищения» экономики от балласта неконкурентоспособных предприятий. Перед Россией стоит задача проведения реформ и построения новой модели роста, в полной мере учитывающей уроки кризиса и новые внутренние и внешние условия развития экономики. Новая экономическая стратегия должна выдвигать в качестве приоритета решение многих задач, в частности, обеспечение защиты прав собственности и исполнения контрактов, разрешение споров в судебных инстанциях, предоставление базовых общественных услуг (безопасности, среднего образования, здравоохранения) и развитие инфраструктуры общего пользования.

Глава 2 «Роль институтов в модернизации» посвящена вопросам влияния на ИРЧП такого социального феномена как институты. Обсуждается понятие институтов, их разновидности, в частности, такие базовые экономические институты, как права собственности и контрактные права. Их влияние на экономику рассматривается как на качественном уровне, так и на уровне количественных связей, приводятся данные межстрановых сопоставлений, показывающие, как различия в уровне защиты прав собственности сказываются на темпах роста ВВП. Обсуждаются также понятия социального и культурного капитала и их влияние на экономику. Социокультурные характеристики, в частности, связанные с квалификацией и способом поведения работников, могут оказаться важным фактором для определения форм и этапов осуществления модернизации российской экономики. В выводах отмечается, что российская модернизация, чтобы быть успешной, должна быть модернизацией формальных институтов, в том числе властных, политических. Другое направление совершенствования формальных институтов – это совершенствование бизнес-климата, и в частности прав собственности, чтобы возможной оказалась реализация социокультурных характеристик, способствующих развитию малого и среднего бизнеса, в частности в инновационной сфере. Для этого потребуется и снижение административных барьеров, и изменение контрольно-надзорных механизмов, что в итоге должно понижать трансакционные издержки входа в новые инновационные сферы, но при этом создавать определенную сбалансированность общественных интересов с учетом возможных изменений схемы социального контракта между обществом, бизнесом и властью в России.
В Главе 3 «Благосостояние российских домохозяйств как маркер модернизационного потенциала» рассматриваются возможные векторы развития через призму эффектов модернизации в секторе домашних хозяйств - предпринимательские доходы и доходы населения от собственности не стали драйверами роста. Доля социальных трансфертов в доходах населения достигла максимального уровня, что создает угрозу для устойчивости системы социального обеспечения, притом что бедные слои населения, особенно семьи с детьми, так и не стали приоритетной группой социальной поддержки. Личный опыт кредитования и формирования сбережений определился как главный фактор оптимизации финансовых и инвестиционных моделей поведения. Ипотечное кредитование, доступное 5-7% домохозяйств, можно рассматривать как драйвер модернизационного развития, для сложившейся модели экономического развития, возможно, уже достигнут пик спроса. На основании анализа состояния сектора домашних хозяйств эксперты делают выводы о том, что: 1) не изменив сложившиеся правила взаимосвязи между трудовыми доходами и пенсией, не следует надеяться на реализацию пенсионной реформы, предполагающей индивидуальную активность работников; 2) расширение доступа к рыночным источникам доходов населения – один из важных векторов модернизационного развития; 3) непрозрачные схемы оплаты труда – ловушка для эволюционной модернизации; 4) Россия относится к странам с высоким неравенством, но эффекты неравенства не трансформируются в инвестиции в национальную экономику или источник для пополнения бюджета страны, следовательно, позитивная компонента неравенства не работает на модернизацию; 5) широкая вовлеченность населения в процесс инвестирования и кредитования – залог успешности модернизации.

В Главе 4 «Российский рынок труда: эффективность занятости или сокращение безработицы?» отмечается, что в течение 20 лет ни «скрытая» безработица, ни тем более занятость не являлись объектом государственного регулирования и политического воздействия. Следствием этого является низкий уровень заработной платы и низкая производительность труда, по которой Россия в разы отстает от развитых стран . Модернизация рынка труда невозможна без изменения базовых принципов политики на рынке труда. Главный вектор изменений – это переход от политики низкой безработицы к политике эффективной занятости и от дешевых и неквалифицированных рабочих мест – к рабочим местам с достойной заработной платой и высокой квалификацией труда. Также необходим переход от жесткого трудового законодательства и слабой дисциплины экономических субъектов – к гибкому трудовому законодательству и высокой дисциплине участников рынка. И, наконец, эффективный рынок труда – это, прежде всего, рост мобильности национальной рабочей силы и использование механизмов компенсирующей международной миграции. Необходима смена общей парадигмы социальной политики – от политики борьбы с бедностью к политике стимулирования роста среднего класса, что означает формирование новой или реструктуризацию прежней системы экономических, социальных, финансовых, политических и пр. институтов. Существует также необходимость социальной модернизации. Центральным элементом социальной структуры выступает средний класс (в России – около 20%). Самим фактом приверженности к более активным социально-экономическим стратегиям средний класс доказывает свою способность вписаться в модернизационный процесс и поддержать его, если этот процесс отвечает его интересам.

В Главе 5 «Человек – образование – модернизация» показывается, что более высокий уровень человеческого развития сегодня невозможен в России без масштабной модернизации, а последняя – без обновления образования. Основным источником проблем развития всего образования страны выступает снижение качества школьного образования на протяжении последних 40 лет. Нужны более энергичные меры повышения привлекательности и эффективности этой ветви образования, ее отзывчивости на запросы рынка труда, предотвращения «тупиковости». В обновлении нуждается и содержание высшего образования, которое недостаточно обогащается исследованиями, не согласуется сегодня с императивами построения общества знаний и принципами пожизненного образования. Профессиональная составляющая высшего образования требует структурной реорганизации, развития ступенчатости и гармонизации с возможностями дополнительного образования. В то же время, обновление высшего образования немыслимо без совершенствования статуса вузов в направлении усиления их академической автономии, изменения порядка и увеличения объемов финансирования, без серьезного повышения качества управления вузами, что вряд ли может быть реализовано без воссоздания достойных условий труда и оплаты преподавателей и других работников сферы образования.

В Главе 6 «Модернизация политики здорового образа жизни» отмечается, что по таким показателям здоровья как младенческая и материнская смертность, ожидаемая продолжительность жизни Россия по-прежнему значительно отстает как от развитых европейских, так и от многих восточноевропейских стран. Здоровье человека зависит не только и не столько от уровня развития медицинской помощи, сколько от образа жизни, в первую очередь. Здоровый образ жизни не предполагает высоких затрат и дает более очевидный эффект в долгосрочной перспективе. Образ жизни – в значительной мере выбор самого человека и общества в целом. Анализ проблем и тенденций здорового образа жизни населения в разрезе потребления алкоголя, табака, здорового питания и физической активности показывает недостаточность, а иногда и отсутствие эффективных мер государственной политики в этих направлениях. Для разработки и реализации программ здорового образа жизни необходима статистическая информация, которая сейчас не собирается на регулярной основе. Так, потребление алкоголя и табака оценивается по данным статистики продаж; питание отражается статистикой лишь в форме суммарного потребления отдельных укрупненных групп продуктов; охват населения физкультурой и спортом оценивается только в части посетителей спортивных сооружений. Поэтому необходимо регулярное статистическое наблюдение на основе выборочных опросов, с тем чтобы можно было отслеживать динамику и результаты проводимых мер. Сложность и многогранность самого понятия «здоровый образ жизни» требует системного и вневедомственного подхода к разработке единой политики. Политика должна реализоваться в формате межведомственной комплексной программы, с участием всех заинтересованных сторон, и прежде всего – институтов гражданского общества.

Во вставке «Демографическое развитие России: тенденции, проблемы, пути решения» подчеркивается, что депопуляция, вызванная низкой рождаемостью и высокой смертностью, старение населения и сокращение его трудоспособной части в сочетании с относительно низкой внутренней мобильностью и неэффективной миграционной политикой ставят под угрозу будущее страны. Снижение численности трудовых ресурсов, рост иждивенческой нагрузки в сочетании с высоким уровнем смертности в трудоспособных возрастах (прежде всего мужской) станут препятствием экономическому росту, если не будет обеспечен адекватный рост производительности труда. Чтобы противостоять демографическому кризису, необходимы значительные вложения в активизацию демографической политики, а также существенное развитие системы социальных гарантий государственной поддержки семей при рождении и воспитании детей.

В Главе 7 «Модернизация экономики и устойчивое развитие» отмечается, что конечной целью модернизации, при всей важности экономического роста, является улучшение условий жизни каждого человека уже сегодня и обеспечение благоприятных условий для будущих поколений. Эта задача обычно определяется как обеспечение устойчивого развития. Необходима поддержка политики так называемого двойного выигрыша, связанной с обеспечением экономической эффективности, неистощительного использования природных ресурсов, энергоэффективности, малоотходного производства и сокращением вредных выбросов. Только за счет модернизационных структурно-технологических сдвигов, позволяющих вовлечь в экономику и экспортировать сэкономленные гигантские объемы сырья, можно увеличить ВВП в 2–3 раза, значительно повысить благосостояние, социальное и экологическое качество жизни населения. Процесс модернизации должен позволить заложить основы для экологически устойчивого инновационного развития страны. Среди первоочередных мер отмечаются следующие: разработка и принятие Стратегии устойчивого развития страны; экономическая поддержка экологизации экономики и «зеленого роста», включая страхование, налоги, кредиты, субсидии, тарифы, пошлины и пр.; использование в качестве показателей развития не только ВВП/ВРП, но и показатели, учитывающие «цену» экономического роста для природы и человека. Это индикаторы устойчивого развития – показатели, отражающие истощение природных ресурсов и ущерб от загрязнения окружающей среды.

В Главе 8 «Модернизация и российское пространство» говорится, что ИРЧП в 2009 г. несколько вырос, несмотря на кризисный спад ВРП в большинстве регионов. Позитивная динамика обеспечена ростом ожидаемой продолжительности жизни и охвата образованием детей и молодежи. В 2009 г. в России не осталось регионов с низким ИРЧП (менее 0,700), хотя в 2005 г. в них проживало 19% населения страны. Для ускорения модернизации в пространственном ракурсе наиболее важен рост человеческого потенциала, который дополняют три приоритета: 1) ускорение диффузии инноваций (технологических, информационных, потребительских, образа жизни и др.); 2) стимулирование конкуренции регионов и городов за инвестиции и человеческий капитал; 3) рост мобильности населения. Однако пространственная диффузия инноваций, конкуренция регионов и городов, мобильность населения модернизируют пространство и без поддержки государства, но медленно. В России нужно сделать очень многое, чтобы они заработали в полную силу. В связи с этим одна из важнейших задач – это развитие человеческого потенциала.
____________________
Дополнительную информацию можно получить у координатора проекта Наталии Воронковой по тел.: (495) 787 21 75 или e-mail: natalia.voronkova@undp.org.

Закрыть

Пользователь, разместивший этот анонс, пожелал, чтобы он был доступен только для профессиональной аудитории Pro+. Для просмотра этого анонса вам необходимо в личном кабинете переключиться на платный тариф.