Вернуться назад
Пресс-показ выставки "Век ради вечного" .К 100-летию ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря
  • Кто: ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря
  • Где: Москва, ул. Радио, д. 17, к. 6 , Выставочные залы
  • Когда: 20.09.18 (15:00—17:00)
Премьера, Пресс-показ1469 просмотров
  • Подробная информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
    Войдите в систему или зарегистрируйтесь
В 2018 году крупнейший в России реставрационный центр, основанный после революции по инициативе художника и историка искусства Игоря Эммануиловича Грабаря, отмечает 100-летний юбилей. На протяжении века сотрудники Центра принимали активное участие в формировании и сохранении музейного фонда, способствовали созданию реставрационных мастерских в большинстве крупнейших музеев России, и фактически стали основоположниками основных направлений научной реставрации.
Ключевым событием юбилейного года станет выставка «Век ради вечного», представляющая результат многолетней работы всех мастерских Центра, а также трех его филиалов в Архангельске, Вологде и Костроме. В экспозицию войдут более 140 экспонатов из 50 российских музеев, в разные годы прошедшие реставрацию и атрибуцию в Центре Грабаря. Многие из них десятилетиями хранились в запасниках и впервые представлены широкому зрителю.
Среди наиболее выдающихся памятников искусства, представленных на выставке, — расписные «небеса» конца XVIII века из Кенозерского национального парка; кафтан Петра I; резной бюст-складень из слоновой кости, изображающий императора Священной Римской империи Максимилиана I; мешок шамана из чукотского захоронения XV века до н.э.; скульптура Коненкова, живопись и графика Верещагина, Врубеля, Серова, Фешина, Гончаровой, Ларионова, Родченко, Вербрюггена, Доссо Досси.
Каждый экспонат будет сопровождаться описанием реставрационного процесса. Программа с элементами дополненной реальности Artefact позволит увидеть предметы до реставрации и узнать детали иконографии и авторского замысла.
На протяжении работы выставки будут проходить экскурсии и мастер-классы реставраторов по юбилейной экспозиции с посещением мастерских.


Один из наиболее древних и ценных памятников, представленных на выставке — псковская икона «Богоматерь Одигитрия» XIII века (Псковский государственный объединенный музей-заповедник). Характерный образец ранней псковской живописи, один из немногих, дошедших до наших дней от той эпохи. В результате сложной многолетней реставрации икона впервые предстанет перед зрителем после полного раскрытия авторской живописи.
Серединой XVI века датируется плащаница «Погребение Христа» (Псковский государственный объединенный музей-заповедник), также выполненная псковскими мастерами и в 1925 году поступившая в музей из единоверческой Троицкой церкви села Большое Загорье под Псковом. Плащаница состоит из средника с изображением многофигурной композиции «Положение во гроб». По кайме плащаницы золотными нитями шит текст Песни Великой Субботы.
Уникальный памятник искусства Русского Севера — восьмигранное расписное «небо» из часовни Тихвинской иконы Божией Матери деревни Хвалинская в Кенозерском национальном парке. Выполненные в 1790 году, это самые ранние из 17 «небес», сохранившихся в Кенозерье. Сюжет росписи — Саваоф с херувимами и символами евангелистов. Имя автора неизвестно, однако особенности построения композиции, разнообразие ракурсов в изображении «ангельского концерта» и изящный рисунок позволяют утверждать, что мастер имел академическую выучку и был хорошо знаком с западноевропейским искусством. Сложности реставрации связаны с особенностями бытования «неба» — в советское время верх часовни был разобран, роспись забелена, а в помещении устроен магазин. В 1960-70-е годы побелку смыли, но непрофессионально, существенно повредив красочный слой. Восстановление памятника потребовало усилий команды специалистов и заняло два года.
На выставке представлена коллекция предметов резной кости из Ивановского областного художественного музея, происходящая из дореволюционного собрания ивановского фабриканта, мецената и увлеченного коллекционера Дмитрия Геннадьевич Бурылина. Собирательству Бурылин посвятил всю жизнь, рассматривая фабрики как источник финансирования любимого дела. В поисках новых экспонатов он много путешествовал по России и Европе. У него была богатейшая нумизматическая коллекция, собрание редких книг и рукописей, предметы археологии и этнографии, живопись русских художников, одна из лучших в России масонских коллекций. Все они стали отделами музея Бурылина, открытого в 1914 году в специально построенном здании. Предметы резной кости Бурылин привозил из Европы. Сохранились воспоминания одной из его дочерей о том, как в 1907 году в антикварном магазине Мюнхена он купил бюст-складень, изображающий императора Священной Римской империи Максимилиана I, выполненный в Германии в XIX веке. Еще один оригинальный предмет работы немецких мастеров — декоративная кружка XVII века, изображающая эпизод из реальной истории. В центре ее Фердинанд II Габсбург, захваченный в королевском дворце представителями протестантских сословий, требующих подписания «Грамоты Величества», подтверждающей свободу вероисповедания и равные права протестантов с католиками. Событие происходило в Вене в 1619 году и послужило, среди прочего, толчком к началу Тридцатилетней войны.
Среди графических работ выдающихся мастеров рубежа XIX–XX веков выделяется иллюстрация Валентина Серова к басне И.А. Крылова «Лев и волк» (Смоленский государственный музей-заповедник). С 1895 по 1911 гг. по заказу издателя Анатолия Мамонтова Серов выполнил иллюстрации к 12 басням, наделив зверей-героев меткими характеристиками, но книга так и не вышла в свет.
Также на выставке представлен рисунок Михаила Врубеля «Голова демона» — этюд к картине «Демон сидящий», ставшей первой в знаменитом цикле (Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко).
Ряд важных открытий был сделан в процессе реставрации и исследования двусторонней картины Натальи Гончаровой «Портрет трех персон», написанной в 1905-1907 гг во время учебы художницы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (Тотемское музейное объединение). По мнению исследователей, мужской персонаж слева — Михаил Ларионов. Для написания работы и холст, и подрамник были «позаимствованы» у товарищей по училищу — обычная практика того времени. Натурщица на обороте, скорее всего, была написана одним из студентов, посещавших класс Серова — именно он ввел практику работы с женской натурой и учил студентов подмечать наиболее характерное и использовать на первых порах минимум цветов. (Подробное исследование будет опубликовано в сборнике конференции «Грабаревские чтения»).
Еще одна работа мастера авангарда — акварельный «Портрет молодой женщины» Александра Родченко из тульского музея. Работа выполнена в 1938 году — в это время художник в основном занимался оформлением книг, практически не фотографировал и не рисовал. В музейных собраниях рисунки этого времени встречаются крайне редко.


С 26 по 30 ноября в Центре Грабаря пройдет приуроченная к столетию IX международная научная конференция «Грабаревские чтения». В конференции примут участие реставраторы, эксперты, искусствоведы, сотрудники музеев, специалисты в области сохранения культурного наследия. Ее цель — обмен опытом и выявление актуальных проблем и методов работы в сфере реставрации, консервации и исследования памятников культуры и искусства.
Программа конференции включает пленарное заседание и пять тематических секций, посвященных реставрации станковой темперной и масляной живописи; графики, редкой книги и документов на бумаге и пергаменте; декоративно-прикладного искусства, а также секцию экспертизы и технико-технологических инноваций в реставрационной отрасли.

Пресс-показ с экскурсией реставраторов: 20 сентября в 15:00

Закрыть

Пользователь, разместивший этот анонс, пожелал, чтобы он был доступен только для профессиональной аудитории Pro+. Для просмотра этого анонса вам необходимо в личном кабинете переключиться на платный тариф.