Пресс-тур, на показ воссозданных икон Церковного павильона Большого Меншиковского дворца
- Кто: "Интерфакс Санкт-Петербург" совместно с ГМЗ "Петергоф"
- Где: Санкт-Петербург, Ораниенбаум, дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум»
- Когда: 14.02.18 (13:00—15:00)
Пресс-тур928 просмотров
Список участников:
Для комментариев к показу воссозданных икон Церковного павильона приглашены:Симкина Слава Абрамовна - начальник отдела памятников ДПИ КГИОП,
Бобров Юрий Григорьевич - профессор, академик РАХ,
Кальницкая Елена Яковлевна - генеральный директор ГМЗ «Петергоф»,
Павлов Сергей Анатольевич, главный архитектор ГМЗ «Петергоф»,
Павлова Мария Анатольевна - ведущий специалист по изучению объектов культурного наследия архитектурного отдела ГМЗ «Петергоф»
-
Подробная информация доступна только для зарегистрированных пользователей.Войдите в систему или зарегистрируйтесь
Ораниенбаумская придворная церковь, занимающая западный башенный павильон Большого Меншиковского дворца, была построена первым владельцем Ораниенбаума князем А.Д. Меншиковым и освящена во имя Святого великомученика и целителя Пантелеймона 3 сентября 1727 г. За долгую историю ораниенбаумской резиденции внутреннее убранство Церковного павильона менялось несколько раз.
Последнюю серьезную реконструкцию интерьер храма пережил в 1897-1898 гг. при герцогах Мекленбург-Стрелицких. Руководил работами дворцовый архитектор О.А. Паульсон. Пантелеймоновская церковь оставалась действующей вплоть до 1921 г., но уже в 1930-е гг., когда Большой Меншиковский дворец был передан Гидрографическому отделу Балтийского флота, бывшая дворцовая церковь была переоборудована под мастерские, и её внутреннее убранство было почти полностью утрачено. Разобранный иконостас храма и снятые со стен живописные образа были перевезены в Петергоф, где все они погибли во время Великой Отечественной войны.
В архивах сохранились немногочисленные фотографии, запечатлевшие фрагменты живописного убранства интерьера храма до его уничтожения в 1939 г. Эти материалы, а также аналоги второй половины XVIII в. позволили в наше время поставить такую задачу, как воссоздание утраченной живописи иконостаса и 39 стенных картин.
В настоящее время интерьеру храма возвращен его исторический облик конца XIX в. Комплексная реставрация Церковного павильона была проведена в 2000-х гг. ООО «Строительная культура» по проекту АРМ-4 ОАО «НИИ «Спецпроектреставрация».
Масштабные работы по воссозданию живописного убранства храма продолжаются с 2015 г. К октябрю 2016 г. были помещены на свои исторические места 13 воссозданных живописных образов иконостаса, включая запрестольный образ, в июне 2017 г. - закончено воссоздание 8 образов святителей церкви, образовывавшим нижний ярус настенной живописи храма.
К началу 2018 года завершены и в настоящий момент монтируются на стены 16 воссозданных икон второго и третьего ярусов Церковного павильона. Оригинальные настенные композиции этих двух ярусов были выполнены во второй пол. XVIII в. живописной командой И.И. Вишнякова. Работа над воссозданием второго и третьего ярусов настенной живописи была осложнена тем, что лишь часть образов в той или иной степени читалась на фотографиях 1930-х гг. В тех случаях, когда оригинальное иконографическое и композиционное решение икон невозможно было восстановить по фотографии, например, в композициях «Рождество Пресвятой Богородицы», «Рождество Христово», «Воскрешение Лазаря», «Преображение», «Вход в Иерусалим», художники и реставраторы опирались на тщательно отобранные исторические аналоги: произведения западноевропейской гравюры и русские живописные иконы середины XVIII века на эти сюжеты.
Научные материалы к воссозданию подготовлены ведущим специалистом по изучению объектов культурного наследия ГМЗ «Петергоф» М.А. Павловой. Работы по воссозданию живописи ведутся художниками Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина под руководством профессора, академика Российской академии художеств, доктора искусствоведения, заведующего кафедрой реставрации живописи Ю.Г. Боброва.