Вернуться назад
Открытие выставки из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга «Большие картины»
  • Кто: Государственный музей истории Санкт-Петербурга
  • Где: Санкт-Петербург, Конюшенная площадь, д.1, манеж Конюшенного ведомства
  • Когда: 25.05.17 (16:00—17:00)
Премьера, Пресс-показ654 просмотра
  • Подробная информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
    Войдите в систему или зарегистрируйтесь
Здание Конюшенного ведомства совсем недавно было передано в состав Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Памятник архитектуры находится в аварийном состоянии, объем реставрационных работ, необходимый для приведения здания в порядок, — колоссален. В этом году музеем будут проведены первоочередные противоаварийные работы: замена кровельного покрытия крыш, усиление фундамента и конструкций здания, противоаварийные работы по фасадам.

Манеж, располагающийся в восточной части здания, выходящей фасадом на канал Грибоедова, — одно из немногих сохранившихся мест, куда на сегодняшний день возможем доступ посетителей.

Несколько лет здание Конюшенного ведомства было скрыто от глаз горожан строительным забором. Музей накануне Дня рождения Петербурга решил сделать петербуржцам подарок — показать, пусть небольшой, но интересный и выразительный фрагмент этого уникального архитектурного комплекса.

А также продемонстрировать часть музейной коллекции большеформатной живописи ХХ века. Эти картины хранятся в фондах музея на валах и крайне редко выставляются по причине их огромного размера. Некоторые из работ никто не видел уже несколько десятков лет.

На выставке в Конюшенном ведомстве представлено 19 живописных полотен, созданных в советское время. Эти произведения кардинально отличаются друг от друга и демонстрируют самые разные тенденции, получившие развитие в отечественном и, в частности, ленинградском изобразительном искусстве на протяжении 1920-х – 1980-х годов: от соцреализма до нонконформизма.

Гордостью коллекции являются три картины учеников Павла Филонова (1883-1941): «Мой дом – моя крепость (Лейбористы)» Бориса Гурвича (1905-1985), «Кинто (Тифлисский базар)» Дмитрия Крапивного (1904-1940) и «Новый быт (1 Мая)» Евгения Кибрика (1906-1978). Они были написаны в 1927 году специально для знаменитой выставки объединения МАИ (Мастеров аналитического искусства) в Доме Печати (б. дворец Шуваловых, ныне Музей Фаберже). По воспоминаниям известно, что практически все работы, создававшиеся для этой выставки, в той или иной степени, были начаты, поправлены или завершены самим Павлом Филоновым. Вполне возможно, что и этих трех картин коснулась рука великого мастера.

Три полотна художников Владимира Серова (1910-1968) и Николая Корчагина (1917-1977) были написаны в 1947 году специально для украшения фризов Советского зала Мариинского дворца, где тогда располагался Ленинградский городской совет. Композиции посвящены важным вехам в истории нашего города: основанию Петербурга и обороне и блокаде Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. В 1993 году картины были демонтированы в ходе реставрационных работ по воссозданию исторического облика Мариинского дворца и переданы в Музей истории Ленинграда. На выставке они впервые демонстрируются широкой публике после 1993 года.

Живописное полотно Владимира Серова «Под знаменем Ленина, под водительством Сталина, вперед, к победе!» было исполнено для экспозиции Музея обороны Ленинграда в Соляном городке предположительно в 1944 году, в год его открытия. После расформирования музея картина была передана в Музей истории Ленинграда в 1953 году, а в 1965 году была списана в связи с разоблачением культа личности Сталина и подлежала уничтожению. Но сохранилась в фондах музея и сегодня представляет для нас ценность как яркое художественное свидетельство той эпохи.

Картина Анатолия Казанцева (1908-1984) «Приезд В. И. Ленина в Петроград 3 апреля 1917 года» была написана в 1967 году по специальному заказу к 50-летию Октябрьской революции для парадной лестницы особняка Румянцева, где располагалась экспозиция Музея истории Ленинграда «Ленинград за годы Советской власти». Полотно было демонтировано в конце 1980-х годов.

Впервые экспонируются картоны в натуральную величину для одного из двух мозаичных панно Памятного зала Монумента героическим защитникам Ленинграда на площади Победы. Они были исполнены художниками Иваном Ураловым (1948 г.р.), Никитой Фоминым (1949 г.р.), Сергеем Репиным (1948 г.р.) в 1977-1978 годах. Композиция «Победа» состоит из семи подрамников, общая длина которых 13,5 м, высота 4 м 16 см.

Также представлены большие картины яркого представителя нонкорформистского движения в ленинградской газо-невской культуре 1960-1980-х годов Юрия Жарких (1930 г.р.), одного из организаторов ТЭИИ (Товарищества экспериментального изобразительного искусства), участника выставок нонконформистов. В настоящее время Жарких живет и работает во Франции. Картины написаны по мотивам стихов известных ленинградских поэтов Владимира Эрля (1947 г.р.) и Виктора Кривулина (1944-2001).

Закрыть

Пользователь, разместивший этот анонс, пожелал, чтобы он был доступен только для профессиональной аудитории Pro+. Для просмотра этого анонса вам необходимо в личном кабинете переключиться на платный тариф.