Вернуться назад
Открытие выставки «Ваше оружие – искусство, карандаш…»
  • Кто: Музей печати
  • Где: Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 32
  • Когда: 28.04.15 (16:00—17:00)
Премьера, Пресс-показ477 просмотров
  • Подробная информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
    Войдите в систему или зарегистрируйтесь
На выставке представлены более 140 экспонатов из коллекции ГМИ СПб: плакаты «Боевого карандаша», эскизы плакатов, открытки, журналы, листовки военного времени.

Первый лист «Боевого карандаша» - «Новогодняя елка у финского волка» - появился в стенах Ленинградского отделения Союза художников (ЛОСХ) в декабре 1940 года во время советско-финской войны. Тираж плаката был отправлен на фронт, где пользовался огромной популярностью. Всего было выпущено около десятка плакатов, а затем с прекращением войны деятельность «Боевого карандаша» была прекращена и возобновилась в июне 1941 года с началом Великой Отечественной войны.

Известные слова В. Маяковского «Я к штыку приравняю перо» подсказали эмблему «Боевого карандаша» - палитра, на фоне которой были изображены ствол винтовки с прикрепленным к нему карандашом. Во время Великой Отечественной войны художник Г. Епифанов изменил изображение – палитра, к которой прикреплена винтовка со штыком и отдельно – карандаш.

В июне 1941 года художники-плакатисты вновь собрались вместе. Первый номер «Боевого карандаша» «Фашизм – враг человека! Смерть фашизму!» (художники В. Гальба, И. Ец, В. Курдов, Н. Муратов, Ю. Петров) вышел 28 июня 1941 года.

В выпусках «Боевого карандаша» активное участие принимал большой коллектив ленинградских художников: И. Астапов, В. Курдов, Н. Муратов, Ю. Петров, В. Гальба, Н. Быльев, И. Ец, И. Холодов, И. Королев, В. Николаев. Часто плакаты выходили с текстами. Художник Г. Епифанов курировал текстовую часть, создавая «шапки» плакатов. Авторами многих текстов были известные поэты и прозаики – Н. Дилакторская, В. Саянов, С. Спасский, Б. Тимофеев, Н. Тихонов, Е. Шварц.

Листы «Боевого карандаша» быстро откликались на все происходящие события, рассказывали о ходе боевых действий, об успехах советской армии и флота, о героизме жителей блокадного Ленинграда. Большое место уделялось политической сатире.

Небольшой формат листов «Боевого карандаша» был рассчитан на закрытые помещения – бомбоубежища, госпиталя, казармы бойцов МПВО. Они делались с расчетом на детальное рассматривание. Может быть именно поэтому «карандашисты» называли их не плакатами, а листами.

Коллектив «Боевого карандаша» стал одним из подразделений города-фронта. Работали художники в тяжелейших условиях. Стены здания ЛОСХа были проморожены насквозь, окна были забиты фанерой. Порой для того, чтобы снять оттиск листа с литографического камня, его отогревали теплом своего тела. Многие художники «Боевого карандаша» погибли или умерли в годы блокады (И. Ец, И. Холодов, В. Николаев, Ю. Петров, Н.Тырса), но, несмотря на все лишения и трудности, плакаты «Боевого карандаша» регулярно выходили и становились грозным оружием в борьбе с фашизмом.

Последний лист «Боевого карандаша» «С наступающим» Л. Казанцева и Л. Ельковича под номером 102 стал своеобразным поздравлением с наступающим победным 1945 годом.

Закрыть

Пользователь, разместивший этот анонс, пожелал, чтобы он был доступен только для профессиональной аудитории Pro+. Для просмотра этого анонса вам необходимо в личном кабинете переключиться на платный тариф.